Инновационная деятельность - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Инновационная деятельность

 

Инновационный проект по теме

«Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах»


Сроки реализации проекта: с сентября 2018 года по июнь 2021 года.

Руководитель (консультант) проекта: Агеева Наталия Вацлавовна, методист центра научно-методического обеспечения профессионального образования УО РИПО, магистр педагогических наук, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики УО РИПО.

Цель проекта:

- внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.

Задачи проекта:

  1. Внедрить в образовательный процесс экспериментально апробированную педагогической систему формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  2. Реализовать мероприятия, направленные на формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  3. Изучить уровень сформированности предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах в процессе их подготовки по специальности «Дошкольное образование».
  4. Совершенствовать разработанное учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования, в процессе внедрения в образовательный процесс колледжей при подготовке педагогов дошкольного образования нового набора.
  5. Разработать методические рекомендации по внедрению педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.

Список исполнителей инновационного проекта от колледжа в 2018/2019 учебном году

Кравец Е.В. - директор колледжа

Мулерова И.К. - заместитель директора по учебной работе

Кабик О.Л. - заведующий отделением

Жарин В.А. - руководитель практики

Балтушко А.В. - педагог-психолог

Надточеева О.Н. - председатель комиссии учебных дисциплин психолого-педагогического цикла

Клочкова А.М. - преподаватель специальных дисциплин

Леохина А.Н. - преподаватель спецдисциплин

Ракутова И.В. - преподаватель спецдисциплин

Участники экспериментальной деятельности социально-гуманитарного колледжа учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» в 2017/2018 учебном году

 Экспериментальная группа:

– учащиеся учебной группы 2 «А» ДО СШ (специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование») – 30 человек;

Контрольная группа:

– учащиеся учебной группы  2 «А» ДО БШ (специальность 2-01 01 01 «Дошкольное образование») – 25 человек

Нормативно-правовое обеспечение проекта

  • Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030).
  • Проект Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
  • Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования»).
  • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. N 15/27/23 «Об утверждении концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь».
  • Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250.
  • Кодекс об образовании Республики Беларусь (Раздел VII Дошкольное образование, Главы 18-21).
  • Концепция развития педагогического образования на 2015 – 2020 гг.
  • Образовательный стандарт. Дошкольное образование (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 № 146).
  • Образовательный стандарт Республики Беларусь. Среднее специальное образование. Специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование. Квалификация Воспитатель дошкольного образования (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2014 № 57).
  • Образовательный стандарт высшего образования. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-01 01 01 Педагог (утвержден и введен в действие 30.08.2013 № 88).
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году. Учреждения дошкольного образования. Письмо к началу 2015/2016 учебного года (утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 22.06.2015).
  • Об открытии частных учреждений дошкольного образования (http://edu.gov.by).
  • Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09. 2011 и др.
  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.
  • Приложение к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.

Структурные элементы УМК по факультативному курсу "Основы предпринимательской деятельности в образовании"

  • Конспекты лекций в соответствии с темами календарно-тематического плана.
  • Нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности

              перечень нормативно – правовой документации

  • Теоретические материалы по разделам программы курса.
  • Справочник экономических терминов в системе образования

              терминологический словарь

  • Перечень учебных изданий по проблеме предпринимательской деятельности.

              перечень статей

  • Презентации по темам: «Содержание и виды предпринимательской деятельности», «Поддержка малого и среднего бизнеса», «Организация деятельности предпринимательства», «Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования», «Риск  в предпринимательской деятельности», «Правовые основы логистической деятельности», «Бизнес планирование».

               презентация «Основы предпринимательской деятельности»

  • Материалы для контроля знаний: тесты по теме: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности», контрольный тест.

 

Мероприятия

В ходе реализации проекта «Апробация педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах будут проведены:

  • теоретические исследования по проблеме формирования предпринимательской компетентности в колледжах;
  • нормативные правовые акты, методическая, психологическая литература по проблеме формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах;
  • основополагающие идеи, подходы, принципы проектирования;
  • опыт работы, специфика учреждения образования по теме проекта;
  • теоретические аспекты формирования предпринимательской компетенции будущих педагогов дошкольного образования, аналоги разработок по данной проблеме.

Проанализированы:

  • требования образовательного стандарта, заказчиков кадров, потребителей образовательных услуг;
  • кадровое и учебно-методическое обеспечение;
  • состояние материально-технической базы колледжа;
  • степень соответствия квалификационных требований к современному педагогу дошкольного образования, обусловленных внедрением системы профессионально-значимых свойств личности.

Подобраны:

  • методика «Педагогический портрет педагога»;
  • тест на предпринимательскую способность;
  • анкета «Какой вы педагог?»;
  • диагностическая карта «Оценка готовности педагога к участию в экспериментальной (инновационной) деятельности»;
  • -методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности (Синявский В., Федоришин Б. А.);
  • опросник для определения склонности личности к предпринимательству (Сизанов А. Н.);
  • тест готовности к педагогической деятельности;
  • тест на определение уровня предпринимательских способностей (Кузьмина Т.В.);
  • анкеты для изучения уровня владения базовыми экономическими знаниями и практическими умениями.

Составлены:

  • аннотированный список литературы по теме «Совершенствование управленческой деятельности преподавателя по повышению качества предметного преподавания»;
  • рекомендательные списки литературы по темам: «Развитие эвристических качеств педагога: информационно-коммуникативный аспект»; «Дидактические средства организации контрольно-оценочной деятельности»; «Проектирование и проведение урока с активной оценкой»; «Прогнозирование успешности обучения в рамках учебного занятия»;«Применение коучингового подхода в образовании»; «Организационно-содержательные проблемы проектной и исследовательской деятельности учащихся»;
  • словарь основных понятий и терминов в области качества образования; глоссарий экономических терминов и понятий в сфере образования; перечень нормативного правового обеспечения деятельности учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования;
  • перечень нормативного правового обеспечения организации услуг в сфере дошкольного образования на платной основе;
  • примерные модели кратковременного пребывания детей в учреждении дошкольного образования;
  • виды групп кратковременного пребывания детей;
  • порядок создания групп кратковременного пребывания детей;
  • алгоритм действий по созданию группы кратковременного пребывания;