Инновационная деятельность - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Инновационная деятельность

 

Тема инновационного проекта:

«Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах»


Сроки реализации проекта: с сентября 2018 года по июнь 2021 года.

Руководитель (консультант) проекта: Агеева Наталия Вацлавовна, методист центра научно-методического обеспечения профессионального образования УО РИПО, магистр педагогических наук, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики УО РИПО.

Цель проекта:

- внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.

Задачи проекта:

  1. Внедрить в образовательный процесс экспериментально апробированную педагогической систему формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  2. Реализовать мероприятия, направленные на формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  3. Изучить уровень сформированности предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах в процессе их подготовки по специальности «Дошкольное образование».
  4. Совершенствовать разработанное учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования, в процессе внедрения в образовательный процесс колледжей при подготовке педагогов дошкольного образования нового набора.
  5. Разработать методические рекомендации по внедрению педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.

Список исполнителей инновационного проекта от колледжа в 2019/2020 учебном году

Кравец Елена Всеволодовна - директор
Евменчик Ирина Владимировна - заместитель директора по учебной работе
Жарин Вадим Анатольевич - руководитель практик
Войтенко Светлана Ивановна - заведующий отделением
Куцепалова Светлана Ивановна - методист
Балтушко Анна Васильевна - педагог-психолог
Надточеева Ольга Николаевна - преподаватель
Ракутова Ирина Владимировна - преподаватель
Бальцевач Вероника Сергеевна - преподаватель
Клочкова Анастасия Михайловна - преподаватель
Ярошева Наталья Аркадьевна - преподаватель
Корзун Татьяна Николаевна - преподаватель

Участники инновационной деятельности социально-гуманитарного колледжа учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» в 2019/2020 учебном году

Учащиеся учебных групп специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»: 3ДОБШ (29 респондентов); 2ДОСШ (29 респондентов)

Нормативно-правовое обеспечение проекта

  • Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030).
  • Проект Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
  • Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования»).
  • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. N 15/27/23 «Об утверждении концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь».
  • Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250.
  • Кодекс об образовании Республики Беларусь (Раздел VII Дошкольное образование, Главы 18-21).
  • Концепция развития педагогического образования на 2015 – 2020 гг.
  • Образовательный стандарт. Дошкольное образование (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 № 146).
  • Образовательный стандарт Республики Беларусь. Среднее специальное образование. Специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование. Квалификация Воспитатель дошкольного образования (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2014 № 57).
  • Образовательный стандарт высшего образования. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-01 01 01 Педагог (утвержден и введен в действие 30.08.2013 № 88).
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году. Учреждения дошкольного образования. Письмо к началу 2015/2016 учебного года (утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 22.06.2015).
  • Об открытии частных учреждений дошкольного образования (http://edu.gov.by).
  • Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09. 2011 и др.
  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.
  • Приложение к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.

Структурные элементы УМК по факультативному курсу "Основы предпринимательской деятельности в образовании"

  • Конспекты лекций в соответствии с темами календарно-тематического плана.
  • Нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности

              перечень нормативно – правовой документации

  • Теоретические материалы по разделам программы курса.
  • Справочник экономических терминов в системе образования

              терминологический словарь

  • Перечень учебных изданий по проблеме предпринимательской деятельности.

              перечень статей

  • Презентации по темам: «Содержание и виды предпринимательской деятельности», «Поддержка малого и среднего бизнеса», «Организация деятельности предпринимательства», «Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования», «Риск  в предпринимательской деятельности», «Правовые основы логистической деятельности», «Бизнес планирование».

               презентация «Основы предпринимательской деятельности»

  • Материалы для контроля знаний: тесты по теме: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности», контрольный тест.

 

Результаты инновационной деятельности

Социально-экономические процессы, происходящие в стране, оказывают непосредственное влияние на требования к качеству подготовки специалистов разных профилей, в том числе, и педагогического. Важной становится задача развития у молодого поколения предпринимательского мышления, профессиональной предпринимательской компетенции и предпринимательской культуры.

Основная идея исследования заключается в вовлечении будущих воспитателей дошкольного образования в деятельность, способную сформировать  набор качеств, умений, способностей, позволяющих им находить и  использовать лучшее сочетание ресурсов для разумных последовательных решений, создания и применения новшеств, использования допустимого, оправданного риска.

Для реализации идеи были определены цели и задачи, разработан календарный план инновационной деятельности на 2018/2019 учебный год.

Программа инновационной деятельности включала несколько этапов:

1 ЭТАП - ПРОГНОСТИЧНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ - Подготовка приказа по колледжу об инновационной деятельности. Создание творческой группы для реализации проекта. Разработка, согласование календарного плана инновационной деятельности на учебный год. Подготовка материальной базы инновационной деятельности, организация работы для реализации программы инновационного проекта. Фиксация исходного состояния объектов проекта.

В ходе исследования изучалась научно-методическая литература по формированию предпринимательской компетентности бедующих педагогов дошкольного образования; методическая, учебно-методическая, учебная литература по теме проекта; основополагающие идеи, подходов, принципов, методов и форм работы; опыт работы, особенностей реализации педагогической системы в других учреждениях, реализующих образовательные программы среднего специального образования.

Проведен анализ требований: образовательного стандарта, заказчиков кадров, потребителей образовательных услуг; кадрового обеспечения, учебно-методического обеспечения; состояния материально-технической базы колледжа.

Проведено теоретическое исследование психологических аспектов формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования, в результате которого:

- проанализировано содержание психологической готовности к предпринимательской деятельности;

- установлены специфические личностно-профессиональные качества, необходимыедля формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования;

- выделены основные психодиагностические методы выявления и прогнозирования предпринимательской успешности;

- определены психологические условия формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования.

Подобраны психодиагностические методики исследования готовности к осуществлению предпринимательской деятельности:

- тест определения структуры мотивации и факторов удовлетворенности или неудовлетворенности трудом Ф. Герцберга;

- тест « Предпринимательские способности» (Т. Матвеевой);

- диагностическая карта ««Оценка готовности педагога к участию в инновационной деятельности»;

- диагностическая карта профессиональной мотивации.

Проведена диагностика уровня готовности преподавателей колледжа к участию в инновационной деятельности. В исследовании приняло участие 20 педагогов, работающих с учащимися специальности «Дошкольное образование». По результатам исследования было выявлено, что абсолютное большинство преподавателей - 80% -продемонстрировали высокий уровень готовности к предпринимательской деятельности,  20% педагогов имеют средний уровень готовности, низкий уровень в данной выборке педагогов не выявлен (диаграмма 1).

Диаграмма 1. - Уровень готовности преподавателей колледжа к предпринимательской деятельности.

 

Анализ критериев готовности показал, что у большинства преподавателей – 80% преобладает высокая мотивационно-творческая готовность, которая выражается в стремлении к творческим достижениям и лидерству, высокой личной значимости творческой деятельности (см. таблицу

1). Достаточный уровень развития вышеописанных качеств, продемонстрировали 20% педагогов.

 

Талица 1 - Распределение преподавателей по уровням готовности к предпринимательской деятельности (в абсолютных числах и %)

 

Уровни готовности

высокий

средний

Критерии готовности

кол-во

%

кол-во

%

Мотивационно-творческая

направленность

16

80

4

20

креативность

15

75

5

25

Профессиональные

способности

18

90

2

10

Индивидуальные

особенности

15

75

5

25

Итоговая готовность

16

80

4

20

 

75 % преподавателей высоко оценивает свои творческие способности, своё стремление к риску, самоанализу, рефлексии. 25 % педагогов оценили себя по этому критерию средне.

Высокий уровень профессиональных способностей продемонстрировало 90 % исследуемых преподавателей. У 10 % педагогов выявлен достаточный уровень самооценки своих профессиональных способностей.

Высокая самооценка своих индивидуальных особенностей (работоспособность в творческой деятельности, уверенность в себе, ответственность) выявлена у 75 % педагогов, оставшиеся 25 % оценивают себя по данным качествам средне.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать заключение о высокой готовности преподавателей колледжа к обучению учащихся колледжа и осуществлению предпринимательской деятельности.

В рамках реализации проекта, проведен анализ степени соответствия квалификационных требований к современному педагогу дошкольного образования, обусловленных внедрением системы профессионально-значимых свойств личности. Участниками исследования стали учащиеся группы 2 ДОБШ (n=30 респондентов) специальности «Дошкольное образование».

Диагностическое исследование включало изучение следующих критериев и показателей эффективности формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений:

  1. Мотивационно-личностный: изучение мотивации на успех (опросники «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчаровой и «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана).
  2. Профессиональная направленность: изучение уровня стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности (методика «Оценка уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности» Л.Н.Бережновой); изучение уровня готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности (опросник «Уровень парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности» Н.П. Фетискина).
  3. Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности и реализации инновационных бизнес-проектов: выявление предрасположенности к предпринимательской деятельности (тест А.Н.Сизанова); изучение уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности (методика «Самооценка уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности»).
  4. Способность к организаторской деятельности: выявление организаторских склонностей учащихся (методика «Оценка коммуникативных и организаторских способностей личности» В.В.Синявский, Б.А.Федоришин); изучение лидерских способностей (методика «Лидер»).
  5. Коммуникативный критерий: изучение уровня коммуникативных склонностей учащихся (методика «Оценка коммуникативных и организаторских способностей личности» В.В.Синявский, Б..А.Федоришин).

Диагностическое исследование проводилось в два этапа: 1 этап - ноябрь 2018 года, 2 этап – апрель 2019 года.

Результаты диагностики мотивационно-личностного критерия позволили утверждать, что большинство учащихся 50% имеют средний уровень мотивации успеха, к концу 2019 года увеличилось число респондентов с 13% до 23% умеющих уровень мотивации выше среднего.

В результате обработки данных, полученных по методике «Мотивация достижения и боязнь неудачи» А.А.Реана, следует, что данный мотив у учащихся в апреле 2019 года снизился до 7% - учащиеся предпочитают избегать трудных задач и не стремятся к наилучшему решению проблемы, осторожны и стараются действовать стереотипно. Мотив стремления к успеху доминирует у 33% испытуемых, что выше на 10% по сравнению с данными на ноябрь 2018 года. Соответственно, учащиеся предпочитают задачи, успех в которых зависит не от случая или неудачного стечения обстоятельств, а от их собственных усилий и способностей. Кроме того, им нравится работа, в которой они могли бы проявить собственную инициативу в решении проблемы. Они проявляют активность и инициативу, если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления, отличаются настойчивостью в достижении цели.

Анализируя результаты по критерию профессиональной направленности (уровень стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности и уровень готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности) следует отметить, что у респондентов отсутствует низкий уровень готовности к основной профессиональной деятельности, это указывает на хорошую педагогическую подготовку к будущей профессии. Процент учащихся с высоким уровнем готовности к педагогической деятельности повысился на 3 % по сравнению с данными на ноябрь 2018 года и составляет 93%.

Результаты диагностики показывают отсутствие высокого уровня саморазвития учащихся в педагогической деятельности. Однако, уровень выше среднего показали 26% респондентов, что выше на 7% по сравнению с началом учебного года. Стоит также отметить снижение показателя низкого уровня саморазвития учащихся до 7%. Все это, позволяет отметить положительную динамику в развитии у учащихся личностных профессиональных качеств, способствующих саморазвитию и формированию готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Изучение уровня предпринимательских склонностей учащихся, позволило определить готовность к осуществлению предпринимательской деятельности и реализации инновационных бизнес-проектов. Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что уровень предпринимательских склонностей у большинства учащихся – средний: в апреле 2019 года составляет 70%, что ниже на 3% по сравнению с ноябрем 2018 года. Однако, наблюдается тенденция к росту количества учащихся с высоким уровнем предпринимательских склонностей: в апреле 2019 количество учащихся с высоким уровнем развития предпринимательских склонностей составило 20%, что на 3% выше, чем в ноябре 2018 года.

На основании проведенных диагностик, которые использовались для изучения уровня готовности к предпринимательской деятельности учащихся, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 1.   

 

Диаграмма 1 - Уровень готовности учащихся к осуществлению предпринимательской деятельности

 

Способность к организаторской деятельности изучалась посредством методики оценки коммуникативных и организаторских способностей  личности. Результаты изучения показателей данного критерия позволили констатировать: 33% учащихся имеют высокий уровень организаторских способностей; на 9% по сравнению с началом учебного года увеличился процент учащихся с уровнем организаторских способностей выше среднего –33% учащихся; показатель низкого уровня организаторских способностей учащихся к концу учебного года снизился на 6%.

Результаты диагностики изучения уровня развития у учащихся лидерских качеств представлены на диаграмме 2.

 

Диаграмма 2 - Уровень развития лидерских качеств у будущих воспитателей дошкольных учреждений образования

 

Изучая уровень коммуникативных склонностей учащихся, следует отметить, что к концу учебного года у большинства респондентов 40% наблюдается высокий уровень коммуникативных способностей. Уровень выше среднего показали 27% учащихся, что выше на 14% по сравнению с началом учебного года.

Таким образом, можно сделать вывод, что участники инновационного проекта «Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах» показывают хорошие результаты: на высоком уровне сформированы коммуникативные способности, умения вести диалог; на уровне выше среднего сформированы показатели готовности к осуществлению педагогической деятельности, стремление к профессиональному росту и устойчивость профессиональной направленности, а также способность к организаторской деятельности и управлению образовательным процессом; на среднем уровне сформированы показатели мотивации на достижение успеха, готовность к осуществлению предпринимательской деятельности.

Проведен мониторинг деятельности учреждений дошкольного образования Могилевской области по оказанию платных образовательных услуг в кружках по интересам разного профиля на начало 2018/2019 учебного года. На основе данного мониторинга сделан анализ деятельности учреждений дошкольного образования Могилевской области по оказанию платных образовательных услуг сверх базового компонента дошкольного образования по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения: иностранный язык (английский)» (приложение 1).

Проанализирован спрос законных представителей воспитанников учреждений дошкольного образования сайт отдела образования Администрации Октябрьского района г. Могилевана оказание платных образовательных услуг в 2018/2019 учебном году (в разрезе каждого дошкольного учреждения), в том числе и для детей, не посещающих дошкольные учреждения (приложение 2).

2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ - Реализация на практике поставленных задач. Отслеживание и предварительная оценка результатов, регулирование и коррекция применяемых методов и технологий.

За 2018/2019 учебный год для реализации инновационной деятельности были разработаны:

Факультативный курс «Информационно-рекламная деятельность».

На основе образовательного стандарта ОСРБ 2-0101 01, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь №37 от 28.04.2014 и в соответствии с примерным тематическим планом была разработана учебная программа факультатива «Информационно-рекламная деятельность.

Для методического обеспечения дисциплины разработан учебно-методический комплекс «Информационно-рекламная деятельность» - система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с учебной программой и специализированным дидактическим процессом для формирования знаний умений и навыков учащихся, определяющих основную направленность, объем и содержание факультативного курса.

Структура учебно-методического комплекса включает: теоретический раздел (материалы для изучения основ рекламной деятельности, курс лекций); практический раздел (материалы для практических занятий, конспекты); раздел контроля знаний (контрольные вопросы и задания по изучаемым темам, темы рефератов, ситуационные задачи, вопросы к зачету); вспомогательный раздел.

Для повышения у учащихся интереса к предпринимательской деятельности в сфере образования разработаны: деловые игры «Презентация инвестиционного бизнес-проекта», «Азбука предпринимательства»; экономическая игра «По ступенькам бизнеса»; серии кроссвордов по теме «Экономика». Составление глоссария экономических терминов в сфере образования.

С целью транслирования учащимся социально-гуманитарного колледжа опыта педагогической деятельности учреждений дошкольного образования по оказанию платных образовательных услуг подготовлена мультимедийная презентация «Организация платной образовательной услуги «Ручное ткачество» в ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г.Могилева».

Для обеспечения дополнительных образовательных услуг «Ручное ткачество» в учреждениях дошкольного образования был создан видеоролик «Старажытны код у сучаснымсвеце» (учащаяся Белясова Алина; преподаватели Клочкова Анастасия Михайловна, Коваленко Валентина Михайловна).

Составлены рекомендательные списки литературы по темам: «Психология управления», «Психология имиджа и рекламы», «Менеджмент личностного роста».

Разработаны: памятки для преподавателей колледжа по саморегуляции психоэмоциональных состояний; материалы для факультативного курса «Менеджмент личностного роста».

Для реализации календарного плана инновационной деятельности были организованны следующие мероприятия:

В рамках учебной дисциплины «Психология»: семинар-практикум «Психологические требования к современному воспитателю»; тренинги «Развитие коммуникативных способностей» и «Развитие креативности будущего педагога»; конкурс эссе «Моя будущая профессия - воспитатель»; конкурс рисунка «Имидж воспитателя»; деловая игра «Профессия работает на нас!»; встреча с успешными выпускниками колледжа разных лет.

Для повышения у учащихся мотивации к выбранной педагогической профессии в рамках недели цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин среди учащихся 2-4 курсов был проведен конкурс эссе «Моя будущая профессия – воспитатель»; среди учащихся 2-3 курсов была проведена олимпиада по педагогике и психологии; фотоконкурс «Краски детства»(11-16 марта 2019г.).

Для педагогов учреждений дошкольного образования г.Могилева 13 марта 2019 года был проведен учебно-методический семинар «Использование современных подходов в образовательном процессе учреждения дошкольного образования».

20 марта 2019 года учащиеся колледжа приняли участие во II экономическом форуме, который проходил на базе кафедры экономики и управления учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова».

Учащиеся 2-3 курсов (Степовая Екатерина, Гирилович Анастасия, Гончарова Вероника, Гончарова Анастасия, Хмелевская Яна, Мурадова Зарина, Сосновская Карина) приняли участие в конкурсе «Учитель – профессия дальнего действия на Земле» на базе Рязанского государственного педагогического колледжа (РФ).

3 ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ. Мониторинг эффективности реализации программы формирования предпринимательской компетентности будующих педагогов дошкольного образования; подготовка промежуточного отчета, дневников инновационного проекта. Публикации в СМИ о ходе реализации ИД.

 

Публикации в СМИ о ходе реализации ИД:

Мулерова, И.К. Правовые аспекты формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах // И.К.Мулерова, Н.А. Ярошева / Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания : сборник статей II Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2018 г., г. Могилев / под ред. Н. В. Пантелеевой. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2019. – 344 с.

Евменчик, И.В. Диагностика предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений // И.В.Евменчик, А.В.Балтушко / «GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2019: CENTRAL ASIA» атты VI Халықар. ғыл.-тәж. конф. материалдары (ІX ТОМ)/ Құраст.: Е. Ешім, Е. Абиев т.б.– Нур-Султан, 2019 – С. 267-271.

 

Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости продолжения инновационной деятельности по внедрению педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих воспитателей дошкольного образования в колледжах.