Тема инновационного проекта:
«Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах»
Сроки реализации проекта: с сентября 2018 года по июнь 2021 года.
Руководитель (консультант) проекта: Агеева Наталия Вацлавовна, методист центра научно-методического обеспечения профессионального образования УО РИПО, магистр педагогических наук, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики УО РИПО.
Цель проекта:
- внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
Задачи проекта:
- Внедрить в образовательный процесс экспериментально апробированную педагогической систему формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
- Реализовать мероприятия, направленные на формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
- Изучить уровень сформированности предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах в процессе их подготовки по специальности «Дошкольное образование».
- Совершенствовать разработанное учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования, в процессе внедрения в образовательный процесс колледжей при подготовке педагогов дошкольного образования нового набора.
- Разработать методические рекомендации по внедрению педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
Основание для реализации проекта в 2020/2021 учебном году стал приказ Министра образования Республики Беларусь от 24.07.2020 № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году», приказ учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» от 17.08.2020 № 01-12/142 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году»,
Инновационная деятельность в колледже осуществляется на основании пункта 4 статьи 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункта 26 Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251
Деятельность организована на базе инновационных площадок 4 колледжей
Учреждение образования |
Специальность |
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Лидский колледж) |
2-01 01 01 «Дошкольное образование» |
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Волковысский колледж) |
2-01 01 01 «Дошкольное образование» |
Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» (Социально-гуманитарный колледж) |
2-01 01 01 «Дошкольное образование» |
Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» (Горецкий колледж) |
2-01 01 01 «Дошкольное образование» |
Список исполнителей инновационного проекта от колледжа в 2020/2021 учебном году
В соответствии с приказом директора социально-гуманитарного колледжа учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» «Об утверждении состава учебно-методического объединения колледжа и творческой группы инновационной деятельности на 2020/2021 учебный год» от 01.09.2020 № 125-ад для реализации проекта было определено следующее кадровое обеспечение инновационного проекта:
Кравец Елена Всеволодовна - Директор
Евменчик Ирина Владимировна - Заместитель директора по учебной работе
Чернявская Анна Николаевна - Руководитель практики
Войтенко Светлана Ивановна - Заведующий отделением
Куцепалова Светлана Ивановна - Методист
Балтушко Анна Васильевна - Педагог-психолог
Надточеева Ольга Николаевна - Преподаватель
Ракутова Ирина Владимировна - Преподаватель
Бальцевач Вероника Сергеевна - Преподаватель
Клочкова Анастасия Михайловна - Преподаватель
Минчукова Татьяна Анатольевна - Преподаватель
Корзун Татьяна Николаевна - Преподаватель
Листопад Анжела Викторовна - Преподаватель
Участники инновационной деятельности социально-гуманитарного колледжа учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» в 2020/2021 учебном году
Учащиеся учебных групп по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»: ДОБШ-17 – 27 человек; ДОСШ-18- 27 человек.
Нормативно-правовое обеспечение проекта
- Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030).
- Проект Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
- Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования»).
- Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. N 15/27/23 «Об утверждении концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь».
- Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250.
- Кодекс об образовании Республики Беларусь (Раздел VII Дошкольное образование, Главы 18-21).
- Концепция развития педагогического образования на 2015 – 2020 гг.
- Образовательный стандарт. Дошкольное образование (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 № 146).
- Образовательный стандарт Республики Беларусь. Среднее специальное образование. Специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование. Квалификация Воспитатель дошкольного образования (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2014 № 57).
- Образовательный стандарт высшего образования. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-01 01 01 Педагог (утвержден и введен в действие 30.08.2013 № 88).
- Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году. Учреждения дошкольного образования. Письмо к началу 2015/2016 учебного года (утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 22.06.2015).
- Об открытии частных учреждений дошкольного образования (http://edu.gov.by).
- Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09. 2011 и др.
- Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.
- Приложение к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.
Структурные элементы УМК по факультативному курсу "Основы предпринимательской деятельности в образовании"
- Конспекты лекций в соответствии с темами календарно-тематического плана.
- Нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности
перечень нормативно – правовой документации
- Теоретические материалы по разделам программы курса.
- Справочник экономических терминов в системе образования
- Перечень учебных изданий по проблеме предпринимательской деятельности.
- Презентации по темам: «Содержание и виды предпринимательской деятельности», «Поддержка малого и среднего бизнеса», «Организация деятельности предпринимательства», «Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования», «Риск в предпринимательской деятельности», «Правовые основы логистической деятельности», «Бизнес планирование».
презентация «Основы предпринимательской деятельности»
- Материалы для контроля знаний: тесты по теме: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности», контрольный тест.
Результаты инновационной деятельности
В 2019/2020 учебном году алгоритм формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования предусматривал реализацию следующих этапов:
1 ЭТАП - ПРОГНОСТИЧНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ:
- Подготовка приказа по колледжу об инновационной деятельности, внесение изменений в состав творческой группы и организации инновационной деятельности на 2019/2020 учебный год.
- Разработка календарного плана инновационной деятельности на 2019/2020 учебный год, рассмотрение на заседании педагогического совета.
- Координация образовательного процесса, обсуждение содержания и качества разработки учебно-программной документации на заседании УМО колледжа.
- Изучение и анализ новых редакций нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учреждений дошкольного образования, среднего специального образования, малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь; методической, учебно-методической, учебной литературы по теме проекта; опыта работы, особенностей реализации педагогической системы в учреждениях реализующих образовательные программы дошкольного образования.
- Подготовка материальной базы ИД, организация работы в колледже, поиск социальных партнеров, организаций-заказчиков кадров.
- Фиксация исходного состояния объектов проекта, изучение и анализ уровня предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений участников ИД.
- Изучение и анализ результатов инновационной деятельности, рассмотрение и согласование промежуточного отчета по ИД за 2019/2020 учебный год на заседании Совета колледжа.
2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ
В ходе реализации проекта инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году была внедрена «Модель процесса формирования предпринимательских компетенций будущих воспитателей дошкольного образования в колледжах», в соответствии с которой, участники ИД приняли участие в мероприятиях по повышению мотивации к выбранной педагогической профессии, по формированию готовности обучающихся к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере образования, развитию предпринимательских, организаторских, коммуникативных способностей и т.д.:
В рамках учебного процесса и внеучебной деятельности были организованы: практикумы, диалоги, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, семинары, разработка бизнес-проектов, мозговой штурм, встречи с представителями организаций-заказчиков кадров, участие в олимпиадах, викторинах, выставках, научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства.
Так учащиеся колледжа приняли участие:
- Олимпиаде по педагогике и психологии для учащихся 2-3 курсов специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» (16 декабря 2019 г.,).
- Олимпиаде по финансовой грамотности для учащихся 2-3 курсов специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» (4 октября 2019 г.,).
- IV открытой олимпиаде БГУ по мировой экономике для учащихся 1-2 курсов специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование», (4-17 ноября 2019 года).
- Мини-чемпионате «WorldSkills – старт профессионального становления»: интегрированный модуль: модуль А. «Развитие речи и культура речевого общения», модуль Е. «Конструирование и робототехника» (10 декабря 2019 г., УО «Несвижский государственный колледж имени Я.Коласа»).
- Внутриколледжном конкурсе «Лучший будущий воспитатель года» (20 декабря 2019 г., социально-гуманитарный колледж).
- Областном этапе IV Республиканского конкурса профессионального мастерства «WorldSkills Belarus 2020» (18 февраля 2020 года).
- Научно-практической конференции учащихся социально-гуманитарного колледжа «Диалоги о дошкольном образовании».
- Региональном конкурсе студентов профессиональных образовательных организаций «Учитель-профессия дальнего действия» (РФ, г.Рязань).
- Конкурсе «Мы сочиняем и рисуем сказку» (художественные мастерские «Чудеса новогодней игрушки» среди учащихся 2-4 курсов (в рамках недели цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин).
В рамках учебной дисциплины «Психология» организованы и проведены с учащимися следующие занятия:
- семинар «Психология педагогической деятельности»;
- тематические заняти «Развитие творческих способностей будущего педагога»и «Развитие внимания и наблюдательности будущего педагога»;
- практические занятия в форме защиты проектов «Сенсорное развитие в дошкольном возрасте», «Формирование самооценки в дошкольном возрасте, её диагностика и коррекция», «Темперамент и его развитие в дошкольном возрасте» и др.;
- конкурс эссе «Моя будущая профессия - педагог»;
- семинар-практикум «Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста»;
- деловая игра «Сам себе мотиватор!»;
- конкурс рисунка «Имидж воспитателя».
- викторина, посвященная Дню рождения Л.С. Выготского;
- выставка творческих работ «Образ Психеи в психологии»;
- конкурс творческих проектов учащихся «Психокоррекционная книжка для детей».
В 2019/2020 учебном году участники ИД организовали и приняли участие в учебно-методических мероприятиях:
- учебно-методический семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании дошкольников» для воспитателей учреждений дошкольного образования (18 декабря 2019 года, социально-гуманитарный колледж);
- Республиканский семинар «Организация IV Республиканского конкурса профессионального мастерства «WorldSkills Belarus-2020» компетенция «Дошкольное образование» (3 декабря 2019 г. на базе ГУО «Минский городской педагогический колледж»);
- интернет-форум «Академия успеха» с членами республиканской команды WorldSkills Belarus (18 декабря 2019 г. на базе Могилевского государственного областного института развития образования);
- онлайн-вебинар «Особенности разработки основных этапов урока иностранного языка в системе СПО» (г. Орехово-Зуево, Московской области). 27 февраля 2020 года.
Для реализации проекта ИД были разработаны:
- элементы учебно-методических комплексов по дисциплинам «Основы экономики образования», «Информационные технологии» для специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование». Электронные УМК факультативов «Проектная и исследовательская деятельность учреждения дошкольного образования» и «Информационно-рекламная деятельность», размещённые в образовательной среде Moodle;
- индивидуальные задания для будующих педагогов дошкольного образования по педагогической практике: для учащихся 2-3 курсов была разработана тематика индивидуальных заданий по педагогической практике «Наблюдения и пробные занятия в группах раннего возраста» и «Наблюдения и пробные занятия в группах дошкольного возраста» («Особенности адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования», «Игра в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»). В рамках выполнения заданий учащимися были изучены вопросы адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования, особое внимание уделялось организации адаптационных групп; также изучены педагогические возможности игровой деятельности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста; разработаны и проведены конспекты организации игровой деятельности по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
- глоссарий экономических терминов в сфере образования, краткий словарь основных понятий и терминов в области качества образования, учебная программа, по дисциплине «Основы экономики образования», методические рекомендации по проведению факультативных занятий; по разработке сценариев мероприятий, детских праздников, развивающих занятий);
- кроссворды по теме «Экономика», викторина «Экономика и бизнес», сценарий игры «Экономическая дюжина», сценарий деловой игры с элементами тренинга «Креативность – один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога учреждения дошкольного образования», сценарий деловой игры по созданию и презентации бизнес-проекта. - деловая игра «Презентация инвестиционного бизнес-проекта»; экономическая игра «Предпринимайка».
В рамках международного сотрудничества участники ИД прошли дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Проектирование развития образовательных систем по вектору международного сотрудничества». Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 09-13 декабря 2019 г.
В течение 2019/2020 учебного года с педагогами творческой группы были организованы мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства, готовности к осуществлению ИД:
№ п/п |
Фамилия, инициалы работника |
Учреждение (организация). Форма повышения квалификации |
Сроки |
1 |
Надточеева О.Н. |
ИПКиП УО «МГУ имени А.А.Кулешова». Курсы повышения квалификации по программе РИВШ «Информационно-образовательная среда управляемой самостоятельной работы студентов». |
28.10.2019-09.11.2019 |
2 |
Ракутова И.В. |
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Обучающие курсы (семинар-практикум) по теме «Современный конкурсный урок». |
05.11.2019 |
3 |
Куцепалова С.И. |
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Обучающие курсы (семинар-практикум) по теме «Современный конкурсный урок». |
05.11.2019 |
5 |
Надточеева О.Н., Евменчик И.В. |
БУ Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование развития образовательных систем по вектору международного сотрудничества». |
09.12.2019-13.12.2019 |
6 |
Бальцевич В.С. |
УО «Могилевский государственный областной институт развития образования». Обучающие курсы (семинар-практикум) по теме «Создание интерактивных дидактических игр и электронного лэпбука «Правила дорожного движения» с помощью программы Power Point» |
29.01.2020 |
3 ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ.
Участниками инновационной деятельности по проекту «Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах» в 2019/2020 учебном году стали группы 2 ДОСШ и 3 ДОБШ специальности «Дошкольное образование» в количестве 54 респондента.
Мониторинг эффективности реализации программы ИД включал следующие критерии и показатели предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений:
1. Мотивационно-личностный: изучение мотивации на успех (опросники «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчаровой и «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана).
2. Профессиональная направленность: изучение уровня стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности (методика уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой); изучение уровня готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности (опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности Н.П. Фетискина).
3. Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности и реализации инновационных бизнес-проектов: выявление предрасположенности к предпринимательской деятельности (тест А.Н.Сизанова); изучение уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности (методика «Самооценка уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности»).
4. Способность к организаторской деятельности: выявление организаторских склонностей учащихся (методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявский, Б.А.Федоришин); изучение лидерских способностей (методика «Лидер»).
5. Коммуникативный критерий: изучение уровня коммуникативных склонностей учащихся (методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявский, Б.А.Федоришин);
Диагностическое исследование проводилось в 2 этапа: 1 этап - ноябрь 2019 г , 2 этап – апрель 2020 г.
Мотивационно-личностный критерий изучался с помощью опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Уровень мотивации на успех
Уровень |
ноябрь 2019 год |
апрель 2020 год |
||||||||||
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
|||||||||
Низкий |
1 |
4% |
0 |
0% |
0 |
0 |
0 |
0% |
||||
Средний |
9 |
33% |
12 |
45% |
12 |
45% |
10 |
4% |
||||
Высокий |
17 |
63% |
15 |
55% |
15 |
55% |
17 |
96% |
В результате обработки данных, полученных по методике «Мотивация достижения и боязнь неудачи» А.А. Реана, мы получили следующие результаты, представленные на диаграмме 1.
Диаграмма 1.- Показатели выраженности мотивации достижения и боязни неудач у учащихся
Мотив боязнь неудачи у учащихся группы 3 ДОБШ в ноябре 2019 года составлял 4%, в апреле снизился и составляет 0% всей группы.
Мотив стремления к успеху доминирует у большинства испытуемых группы (63% - в ноябре 2019, 55% - в апреле 2020). Эти учащиеся предпочитают задачи, успех в которых зависит не от случая или неудачного стечения обстоятельств, а от их собственных усилий и способностей. Им нравится работа, в которой они могли бы проявить собственную инициативу в решении проблемы. Они обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели.
Мотив боязнь неудачи у учащихся группы 2 ДОСШ не был выявлен.
Мотив стремления к успеху доминирует у большинства испытуемых группы (55% - в ноябре 2019,96% - в апреле 2020).
Таким образом, результаты показывают положительную динамику развития мотивации достижения и стремления к успеху учащихся.
По критерию профессиональной направленности были изучены уровень стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности (методика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой) и уровень готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности (опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности Н.П.Фетискина). Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2
Степень проявления готовности учащихся к педагогической деятельности
Степень |
ноябрь 2019 год |
апрель 2020 год |
|||||||||
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
||||||||
Низкая |
0 |
0% |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|||
Средняя |
2 |
7% |
1 |
4% |
0 |
0% |
0 |
0 |
|||
Высокая |
25 |
93% |
26 |
96% |
27 |
100% |
27 |
100% |
В результате обработки данных, полученных по методике «Опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности» Н.П.Фетискина, мы получили следующие результаты, представленные на диаграмме 2.
Диаграмма 2. - Степень проявления готовности учащихся к педагогической деятельности
Из полученных данных видно, что в группе 3 ДОБШ и 2 ДОБШ отсутствует низкий уровень готовности к основной профессиональной деятельности, что указывает на хорошую педагогическую подготовку к будущей профессии учащихся. Процент учащихся с высокой готовностью к педагогической деятельности повысился до 100 % в двух группах.
Таблица 3
Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности
Уровень |
ноябрь 2019 год |
апрель 2020 год |
|||||||
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
||||||
Низкий |
1 |
4% |
3 |
11% |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
Ниже среднего |
7 |
26% |
9 |
33% |
5 |
19% |
7 |
26% |
|
Средний |
14 |
55% |
7 |
26% |
17 |
62% |
11 |
41% |
|
Выше среднего |
5 |
19% |
6 |
23% |
5 |
19% |
4 |
14% |
|
Высокий |
0 |
0 |
2 |
7% |
0 |
0 |
5 |
19% |
Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3. - Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности
Анализ результатов группы 3 ДОБШ показывает отсутствие высокого уровня саморазвития учащихся в педагогической деятельности. Уровень выше среднего показали 19% учащихся. Средний уровень саморазвития повысился на 7% и составляет 62%. Стоит отметить снижение показателя низкого уровня учащихся до 0%.
В группе 2 ДОСШ повысился процент учащихся с высоким уровнем саморазвития в профессионально-педагогической деятельности на 12% и составляет 19%, также увеличилось количество учащихся со средним уровнем на 15%.
Анализ исследования показателей профессиональной направленности позволяет отметить положительную динамику в развитии у учащихся личностных профессиональных качеств, способствующих саморазвитию и формированию готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности и реализации инновационных бизнес-проектов изучалась с применением следующих методик: тест предрасположенности к предпринимательской деятельности А.Н.Сизанова и методика «Самооценка уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности».
Таблица 4
Уровень предпринимательских склонностей
Уровень |
ноябрь 2019 год |
апрель 2020 год |
||||||||||
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
|||||||||
Низкий |
6 |
22% |
15 |
56% |
7 |
26% |
10 |
37% |
||||
Средний |
21 |
78% |
12 |
44% |
18 |
67% |
17 |
63% |
||||
Высокий |
0 |
0% |
0 |
0% |
2 |
7% |
0 |
0 |
На основании проведенных диагностик, которые использовались для изучения уровня предпринимательских склонностей учащихся, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 4.
Диаграмма 4. - Уровень предпринимательских способностей
Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что уровень предпринимательских склонностей у большинства учащихся группы 3ДОБШ в сфере образования средний. В апреле 2020 года он составляет 67%, что ниже на 9%, однако наблюдается тенденция к росту количества учащихся с высоким уровнем предпринимательских склонностей. В апреле 2020 количество учащихся с высоким уровнем развития предпринимательских склонностей составило 7%. В группе 2ДОСШ также большинство учащихся обладают средним уровнем развития предпринимательских склонностей (63%), что выше на 19%.
Таблица 5
Уровень готовности учащихся к осуществлению предпринимательской деятельности
Уровень |
ноябрь 2019 год |
апрель 2020 год |
|||||||||||||
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
||||||||||||
Низкий |
7 |
26% |
10 |
37% |
5 |
19% |
7 |
26% |
|||||||
Средний |
15 |
55% |
16 |
59% |
18 |
66% |
17 |
37% |
|||||||
Высокий |
5 |
19% |
1 |
4% |
4 |
15% |
3 |
11% |
На основании проведенных диагностик, которые использовались для изучения уровня готовности к предпринимательской деятельности учащихся, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 5.
Диаграмма5. - Уровень готовности учащихся к осуществлению предпринимательской деятельности
Количественный анализ результатов готовности к осуществлению предпринимательской деятельности учащихся группы 3ДОБШ показал, что, у большинства учащихся в группе наблюдается средний уровень готовности, что составляет 66%, снизился процент учащихся с низким уровнем готовности на 7%,что говорит о положительной динамике в данном направлении. В группе 2ДОСШ возросло количество учащихся с высоким уровнем на 7% и составляет 11%, снизилось количество учащихся с низким уровнем ( в ноябре 2019- 37%, в апреле – 26%).
Способность к организаторской деятельности изучалась с применением методики оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявского, Б.А.Федоришина и методики «Лидер». Результаты изучения показателей данного критерия отражены в таблицах и диаграммах.
Таблица 6
Уровень развития организаторских способностей учащихся
Уровень |
ноябрь 2019 год |
апрель 2020 год |
||||||
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
|||||
Низкий |
0 |
0% |
11 |
42% |
0 |
0 |
9 |
33% |
Ниже среднего |
3 |
11% |
6 |
22% |
3 |
11% |
6 |
22% |
Средний |
4 |
15% |
2 |
7% |
3 |
11% |
5 |
19% |
Выше среднего |
10 |
37% |
3 |
11% |
9 |
33% |
2 |
7% |
Высокий |
10 |
37% |
5 |
18% |
12 |
45% |
5 |
19% |
Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 6.
Диаграмма 6 - Уровень развития организаторских способностей учащихся
Анализ результатов группы 3 ДОБШ показывает увеличение количества учащихся с высоким уровнем организаторских способностей на 8% – 45%. Уровень выше среднего показали 33% учащихся. В группе 2ДОСШ количество учащихся с высоким уровнем организаторских способностей остается на прежнем уровне, наблюдается снижение количества учащихся с низким уровнем развития организаторскитх способностей. на 9%, рост учащихся со средним уровнем на 12%.
Таблица 7
Уровень развития лидерских качеств
Уровень |
ноябрь 2019 год |
апрель 2020 год |
||||||||||
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
|||||||||
Низкий |
3 |
11% |
16 |
59% |
12 |
45% |
12 |
44% |
||||
Средний |
20 |
74% |
11 |
41% |
15 |
55% |
14 |
52% |
||||
Высокий |
4 |
15% |
0 |
0 |
0 |
0% |
1 |
4% |
На основании проведенной диагностики, которая использовалась для изучения уровня развития у учащихся лидерских качеств, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 7.
Диаграмма 7. - Уровень развития лидерских качеств
Количественный анализ результатов изучения уровня развития лидерских качеств у учащихся группы 3ДОБШ показал средний уровень развития лидерских качеств у 55% учащихся, 52% учащихся группы 2ДОСШ.
В коммуникативном критерии изучался уровень коммуникативных склонностей учащихся с применением методики оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявского, Б.А.Федоришина.
Таблица 8
Уровень развития коммуникативных способностей учащихся
Уровень |
ноябрь 2019 год |
апрель 2020 год |
||||||
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
3 ДОБШ |
2 ДОСШ |
|||||
Низкий |
0 |
0% |
9 |
33% |
0 |
0 |
5 |
19% |
Ниже среднего |
4 |
15% |
5 |
19% |
2 |
7% |
5 |
19% |
Средний |
6 |
22% |
6 |
22% |
4 |
15% |
6 |
22% |
Выше среднего |
5 |
19% |
1 |
4% |
9 |
33% |
3 |
11% |
Высокий |
12 |
45% |
12 |
45% |
8 |
29% |
Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 8.
Диаграмма 8 - Уровень развития коммуникативных способностей учащихся
Количественный анализ результатов группы 3ДОБШ показывает сохранение на одном уровне количества учащихся с высоким уровнем коммуникативных способностей – 45%. Уровень выше среднего показали 33% учащихся, что выше на 14% по сравнению с началом учебного года. В группе 2ДОСШ возросло количество учащихся с высоким уровнем на 7% и составило 29%, снизилось количество учащихся с низким уровнем на 14%.
Таким образом, анализ критериев, по которым определяется эффективность формирования предпринимательской компетентности у учащихся, можно представить в виде таблицы 9
Таблица 9
Эффективность формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов
Критерий |
Уровень сформированности показателей |
||
начало 2018/2019 учебного года |
конец 2018/2019 учебного года |
||
1.Мотивационно-личностный |
высокий уровень |
высокий уровень |
|
2. Профессиональная направленность |
выше среднего |
выше среднего |
|
3. Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности |
средний уровень |
средний уровень |
|
4. Способность к организаторской деятельности |
выше среднего |
выше среднего |
|
5. Коммуникативный |
высокий уровень |
высокий уровень |
Анализ результатов показал, что у учащихся группы 3ДОБШ и 2ДОСШ к концу 2019/2020 учебного года сформированы на высоком уровне коммуникативные способности, умения вести диалог, мотивация стремления к успеху, проявление инициативности и самостоятельности в работе.
На уровне выше среднего сформированы показатели готовности к осуществлению педагогической деятельности, стремление к профессиональному росту и устойчивость профессиональной направленности, а также способность к организаторской деятельности и управлению образовательным процессом.
На среднем уровне сформированы показатели способности и готовность к осуществлению предпринимательской деятельности
На основании изложенного материала можно сделать вывод, что учащиеся группы показывают хорошие результаты по всем критериям. Как видно из таблиц, по результатам исследования в группе учащиеся имеют хорошую педагогическую подготовку, высокий уровень мотивации достижения успеха и достаточно хорошие результаты сформированности предпринимательских способностей. В ходе проведения исследований было установлено, что учащиеся наиболее подготовлены и к профессиональной деятельности, и к использованию своих коммуникативных организаторских и профессиональных способностей в предпринимательской сфере. Анализ результатов проведенных диагностических исследований показывает некоторые количественные изменения в показателях, что свидетельствует о положительной динамике в формировании предпринимательской компетентности учащихся.
ВЫВОД: Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости продолжения инновационной деятельности по внедрению педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих воспитателей дошкольного образования в колледжах.
Публикации в СМИ о ходе реализации ИД:
Мулерова, И.К. Правовые аспекты формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах // И.К.Мулерова, Н.А. Ярошева / Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания : сборник статей II Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2018 г., г. Могилев / под ред. Н. В. Пантелеевой. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2019. – 344 с.
Евменчик, И.В. Диагностика предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений // И.В.Евменчик, А.В.Балтушко / «GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2019: CENTRAL ASIA» атты VI Халықар. ғыл.-тәж. конф. материалдары (ІX ТОМ)/ Құраст.: Е. Ешім, Е. Абиев т.б.– Нур-Султан, 2019 – С. 267-271.
Евменчик, И.В. Формирование предпринимательской компетентности учащихся социально-гуманитарного колледжа // Интеграция науки, образования и бизнеса – пути развития высшего образования XXI века. Сборник научных трудов по материалам II практической конференции (Унеча-Тверь, 19 ноября 2019 года), Выпуск 2, 2020 / И.В.Евменчик, А.В.Балтушко - [Электронный ресурс]: электронный сборник статей, 2019 – С.10-16.
Бальцевич, В. С. К вопросу о средствах формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / В. С. Бальцевич // Наука и образование в современном мире : вызовы ХХI века : материалы III Международной научно-практической конференции, Нур-Султан, 10-12 июля 2019 г. / Құраст. : Е. Ешім, Е. Абиев т.б. – Нур-Султан, 2019. – С. 368-371.
Ракутова, И. В. Проектная деятельность как средство формирования психологических компетенций будущих воспитателей / И. В. Ракутова // Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования [Электронный ресурс]: материалы Х научно-практической Интернет-конференция с международным участием (Тольятти, 1-25 декабря 2019 года). – Режим доступа: http // wiki.tgl.net.ru http://wiki.tgl.net.ru/images/2019.doc. – Дата доступа : 25.12.2019.
Надточеева, О. Н. Роль индивидуальных занятий по развитию творческих способностей в формировании творческой личности будущего воспитателя / О. Н. Надточеева // Среднее специальное педагогическое образование : традиции и инновации : III Педагогические чтения с международным участием, 11 октября 2019 г., г. Минск / [редакционный совет : М. И. Ахрамович (председатель) и др.] – С. 188-190.
Клочкова А.М. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий мультипликацией» // «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты» : сборник статей V Международной научно-практической конференции (6 ноября 2019 года, г. Могилев) / А.М.Клочкова, редкол. : М.М.Жудро и др; под общ. ред. Т.И.Когачевской. – МГОИРО, 2019 - С.97-98.
Публикации учащихся:
Мороз Н.С. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у дошкольников // Молодая наука-2019: региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области: материалы конференции / Н.С.Мороз, под ред. О.А.Лавшук. – Могилев :МГУ имени А.А.Кулешова, 2019. – С.160 (научный руководитель –В.С.Бальцевич).
Хмелевсккая Я.В. Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования // Молодая наука-2019: региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области: материалы конференции / Я.В.Хмелевская, под ред. О.А.Лавшук. – Могилев :МГУ имени А.А.Кулешова, 2019. – С.179 (научный руководитель –О.Н.Надточеева).
Ахмаева Оливия Александровна Стар профессионального становления // Старт в науку: материалы студентов и учащихся, Орша, 23 мая 2019 г. : 2 т. / / О.А.Ахмаева , сост. : Е.А. Чикованова, Е.В. Дернова.– Витебск : ВГУ имени П.М.Машерова, 2019. -Т.2. – С.65 (научный руководитель – Евменчик И.В.).
Ахмаева Оливия Александровна Сравнительный анализ уровня предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / О.А.Ахмаева – Орел: б/и, 2020. – С.566-570 (научный руководитель – Евменчик И.В., Балтушко А.В.) – грамота 1 место
Баерова Дарья Владимировна «Влияние современных мультфильмов на психическое развитие детей дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Д.В., Баерова – Орел: б/и, 2020. – С.570-575 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 1 место
Добрикова Елизавета Васильевна «Психолого-педагогические аспекты использования сказки в работе с детьми дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Е.В.Добрикова – Орел: б/и, 2020. – С.599-603 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место
Гончарова Вероника Андреевна «Мультфильмы как средство воспитания детей дошкольного возраста. Практический аспект» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / В.А.Гончарова – Орел: б/и, 2020. – С.596-599 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место
Гончарова Анастасия Викторовна «Влияние цвета на психическое развитие детей дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / А.В.Гончарова – Орел: б/и, 2020. – С.592-596 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место
Донцова Анжелика Александровна «Особенности развития самосознания детей дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / А.А.Донцова – Орел: б/и, 2020. – С.603-608 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место
Миткович Дарья Александровна «Влияние современных игрушек на психику ребенка-дошкольника» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Д.А.Миткович – Орел: б/и, 2020. – С.625-630 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место
Моргунова Татьяна Олеговна «Роль воображения в работе воспитателя детского сада» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Т.О.Могунова – Орел: б/и, 2020. – С.630-633 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место
Мурадова Зарина Рахимжоновна «Особенности организации художественного восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / З.Р.Мурадова – Орел: б/и, 2020. – С.633-636 (научный руководитель – Надточеева О.Н.) – грамота 3 место
Степовая Екатерина Николаевна «Прогулка как форма эколого-оздоровительного воспитания детей дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Е.Н.Степовая – Орел: б/и, 2020. – С.645-649 (научный руководитель – Бальцевич В.С.)