Инновационная деятельность - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Инновационная деятельность

 

Тема инновационного проекта:

«Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах»


Сроки реализации проекта: с сентября 2018 года по июнь 2021 года.

Руководитель (консультант) проекта: Агеева Наталия Вацлавовна, методист центра научно-методического обеспечения профессионального образования УО РИПО, магистр педагогических наук, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики УО РИПО.

Цель проекта:

- внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.

Задачи проекта:

  1. Внедрить в образовательный процесс экспериментально апробированную педагогической систему формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  2. Реализовать мероприятия, направленные на формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  3. Изучить уровень сформированности предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах в процессе их подготовки по специальности «Дошкольное образование».
  4. Совершенствовать разработанное учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования, в процессе внедрения в образовательный процесс колледжей при подготовке педагогов дошкольного образования нового набора.
  5. Разработать методические рекомендации по внедрению педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.

Основание для реализации проекта в 2020/2021 учебном году стал приказ Министра образования Республики Беларусь от 24.07.2020 № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году», приказ учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» от 17.08.2020 № 01-12/142 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году»,

Инновационная деятельность в колледже осуществляется на основании пункта 4 статьи 97 Кодекса Республики Беларусь об образовании, пункта 26 Инструкции о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 1 сентября 2011 г. № 251

Деятельность организована на базе инновационных площадок 4 колледжей

Учреждение образования

Специальность

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Лидский колледж)

2-01 01 01 «Дошкольное образование»

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Волковысский колледж)

2-01 01 01 «Дошкольное образование»

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» (Социально-гуманитарный колледж)

2-01 01 01 «Дошкольное образование»

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» (Горецкий колледж)

2-01 01 01 «Дошкольное образование»

Список исполнителей инновационного проекта от колледжа в 2020/2021 учебном году

В соответствии с приказом директора социально-гуманитарного колледжа учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» «Об утверждении состава учебно-методического объединения колледжа и творческой группы инновационной деятельности на 2020/2021 учебный год» от 01.09.2020 № 125-ад для реализации проекта было определено следующее кадровое обеспечение инновационного проекта:

Кравец Елена Всеволодовна  - Директор

Евменчик Ирина Владимировна   - Заместитель директора по учебной работе

Чернявская Анна Николаевна   -      Руководитель практики

Войтенко Светлана Ивановна   -      Заведующий отделением

Куцепалова Светлана Ивановна   -  Методист

Балтушко Анна Васильевна  - Педагог-психолог

Надточеева Ольга Николаевна    -    Преподаватель

Ракутова Ирина Владимировна  -    Преподаватель

Бальцевач Вероника Сергеевна    -  Преподаватель

Клочкова Анастасия Михайловна - Преподаватель

Минчукова Татьяна Анатольевна   - Преподаватель

Корзун Татьяна Николаевна -  Преподаватель

Листопад Анжела Викторовна    -  Преподаватель

Участники инновационной деятельности социально-гуманитарного колледжа учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» в 2020/2021 учебном году

Учащиеся учебных групп по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»: ДОБШ-17 – 27 человек; ДОСШ-18- 27 человек.

 

Нормативно-правовое обеспечение проекта

  • Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030).
  • Проект Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
  • Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования»).
  • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. N 15/27/23 «Об утверждении концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь».
  • Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250.
  • Кодекс об образовании Республики Беларусь (Раздел VII Дошкольное образование, Главы 18-21).
  • Концепция развития педагогического образования на 2015 – 2020 гг.
  • Образовательный стандарт. Дошкольное образование (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 № 146).
  • Образовательный стандарт Республики Беларусь. Среднее специальное образование. Специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование. Квалификация Воспитатель дошкольного образования (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2014 № 57).
  • Образовательный стандарт высшего образования. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-01 01 01 Педагог (утвержден и введен в действие 30.08.2013 № 88).
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году. Учреждения дошкольного образования. Письмо к началу 2015/2016 учебного года (утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 22.06.2015).
  • Об открытии частных учреждений дошкольного образования (http://edu.gov.by).
  • Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09. 2011 и др.
  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.
  • Приложение к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.

Структурные элементы УМК по факультативному курсу "Основы предпринимательской деятельности в образовании"

  • Конспекты лекций в соответствии с темами календарно-тематического плана.
  • Нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности

              перечень нормативно – правовой документации

  • Теоретические материалы по разделам программы курса.
  • Справочник экономических терминов в системе образования

              терминологический словарь

  • Перечень учебных изданий по проблеме предпринимательской деятельности.

              перечень статей

  • Презентации по темам: «Содержание и виды предпринимательской деятельности», «Поддержка малого и среднего бизнеса», «Организация деятельности предпринимательства», «Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования», «Риск  в предпринимательской деятельности», «Правовые основы логистической деятельности», «Бизнес планирование».

               презентация «Основы предпринимательской деятельности»

  • Материалы для контроля знаний: тесты по теме: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности», контрольный тест.

 

Результаты инновационной деятельности

В 2019/2020 учебном году алгоритм формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования предусматривал реализацию следующих этапов:

1 ЭТАП - ПРОГНОСТИЧНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ:

  • Подготовка приказа по колледжу об инновационной деятельности, внесение изменений в состав творческой группы и организации инновационной деятельности на 2019/2020 учебный год.
  • Разработка календарного плана инновационной деятельности на 2019/2020 учебный год, рассмотрение на заседании педагогического совета.
  • Координация образовательного процесса, обсуждение содержания и качества разработки учебно-программной документации на заседании УМО колледжа.
  • Изучение и анализ новых редакций нормативных правовых актов, регулирующих деятельность учреждений дошкольного образования, среднего специального образования, малого и среднего бизнеса в Республике Беларусь; методической, учебно-методической, учебной литературы по теме проекта; опыта работы, особенностей реализации педагогической системы в учреждениях реализующих образовательные программы дошкольного образования.
  • Подготовка материальной базы ИД, организация работы в колледже, поиск социальных партнеров, организаций-заказчиков кадров.
  • Фиксация исходного состояния объектов проекта, изучение и анализ уровня предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений участников ИД.
  • Изучение и анализ результатов инновационной деятельности, рассмотрение и согласование промежуточного отчета по ИД за 2019/2020 учебный год на заседании Совета колледжа.

2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ

В ходе реализации проекта инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году была внедрена «Модель процесса формирования предпринимательских компетенций будущих воспитателей дошкольного образования в колледжах», в соответствии с которой, участники ИД приняли участие в мероприятиях по повышению мотивации к выбранной педагогической профессии, по формированию готовности обучающихся к осуществлению предпринимательской деятельности в сфере образования, развитию предпринимательских, организаторских, коммуникативных способностей и т.д.:

В рамках учебного процесса и внеучебной деятельности были организованы: практикумы, диалоги, деловые игры, круглые столы, мастер-классы, семинары, разработка бизнес-проектов, мозговой штурм, встречи с представителями организаций-заказчиков кадров, участие в олимпиадах, викторинах, выставках, научно-практических конференциях, конкурсах профессионального мастерства.

Так учащиеся колледжа приняли участие:

  • Олимпиаде по педагогике и психологии для учащихся 2-3 курсов специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» (16 декабря 2019 г.,).
  • Олимпиаде по финансовой грамотности для учащихся 2-3 курсов специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование» (4 октября 2019 г.,).
  • IV открытой олимпиаде БГУ по мировой экономике для учащихся 1-2 курсов специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование», (4-17 ноября 2019 года).
  • Мини-чемпионате «WorldSkills – старт профессионального становления»: интегрированный модуль: модуль А. «Развитие речи и культура речевого общения», модуль Е. «Конструирование и робототехника» (10 декабря 2019 г., УО «Несвижский государственный колледж имени Я.Коласа»).
  • Внутриколледжном конкурсе «Лучший будущий воспитатель года» (20 декабря 2019 г., социально-гуманитарный колледж).
  • Областном этапе IV Республиканского конкурса профессионального мастерства «WorldSkills Belarus 2020» (18 февраля 2020 года).
  • Научно-практической конференции учащихся социально-гуманитарного колледжа «Диалоги о дошкольном образовании».
  • Региональном конкурсе студентов профессиональных образовательных организаций «Учитель-профессия дальнего действия» (РФ, г.Рязань).
  • Конкурсе «Мы сочиняем и рисуем сказку» (художественные мастерские «Чудеса новогодней игрушки» среди учащихся 2-4 курсов (в рамках недели цикловой комиссии психолого-педагогических дисциплин).

В рамках учебной дисциплины «Психология» организованы и проведены с учащимися следующие занятия:

  • семинар «Психология педагогической деятельности»;
  • тематические заняти «Развитие творческих способностей будущего педагога»и «Развитие внимания и наблюдательности будущего педагога»;
  • практические занятия в форме защиты проектов «Сенсорное развитие в дошкольном возрасте», «Формирование самооценки в дошкольном возрасте, её диагностика и коррекция», «Темперамент и его развитие в дошкольном возрасте» и др.;
  • конкурс эссе «Моя будущая профессия - педагог»;
  • семинар-практикум «Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста»;
  • деловая игра «Сам себе мотиватор!»;
  • конкурс рисунка «Имидж воспитателя».
  • викторина, посвященная Дню рождения Л.С. Выготского;
  • выставка творческих работ «Образ Психеи в психологии»;
  • конкурс творческих проектов учащихся «Психокоррекционная книжка для детей».

В 2019/2020 учебном году участники ИД организовали и приняли участие в учебно-методических мероприятиях:

  • учебно-методический семинар «Использование информационно-коммуникационных технологий в экологическом образовании дошкольников» для воспитателей учреждений дошкольного образования (18 декабря 2019 года, социально-гуманитарный колледж);
  • Республиканский семинар «Организация IV Республиканского конкурса профессионального мастерства «WorldSkills Belarus-2020» компетенция «Дошкольное образование» (3 декабря 2019 г. на базе ГУО «Минский городской педагогический колледж»);
  • интернет-форум «Академия успеха» с членами республиканской команды WorldSkills Belarus (18 декабря 2019 г. на базе Могилевского государственного областного института развития образования);
  • онлайн-вебинар «Особенности разработки основных этапов урока иностранного языка в системе СПО» (г. Орехово-Зуево, Московской области). 27 февраля 2020 года.

Для реализации проекта ИД были разработаны:

  • элементы учебно-методических комплексов по дисциплинам «Основы экономики образования», «Информационные технологии» для специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование». Электронные УМК факультативов «Проектная и исследовательская деятельность учреждения дошкольного образования» и «Информационно-рекламная деятельность», размещённые в образовательной среде Moodle;
  • индивидуальные задания для будующих педагогов дошкольного образования по педагогической практике: для учащихся 2-3 курсов была разработана тематика индивидуальных заданий по педагогической практике «Наблюдения и пробные занятия в группах раннего возраста» и «Наблюдения и пробные занятия в группах дошкольного возраста» («Особенности адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования», «Игра в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»). В рамках выполнения заданий учащимися были изучены вопросы адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования, особое внимание уделялось организации адаптационных групп; также изучены педагогические возможности игровой деятельности в экономическом воспитании детей старшего дошкольного возраста; разработаны и проведены конспекты организации игровой деятельности по экономическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста;
  • глоссарий экономических терминов в сфере образования, краткий словарь основных понятий и терминов в области качества образования, учебная программа, по дисциплине «Основы экономики образования», методические рекомендации по проведению факультативных занятий; по разработке сценариев мероприятий, детских праздников, развивающих занятий);
  • кроссворды по теме «Экономика», викторина «Экономика и бизнес», сценарий игры «Экономическая дюжина», сценарий деловой игры с элементами тренинга «Креативность – один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога учреждения дошкольного образования», сценарий деловой игры по созданию и презентации бизнес-проекта. - деловая игра «Презентация инвестиционного бизнес-проекта»; экономическая игра «Предпринимайка».

В рамках международного сотрудничества участники ИД прошли дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Проектирование развития образовательных систем по вектору международного сотрудничества». Бюджетное учреждение Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования», 09-13 декабря 2019 г.

В течение 2019/2020 учебного года с педагогами творческой группы были организованы мероприятия по совершенствованию профессионального мастерства, готовности к осуществлению ИД:


 

п/п

Фамилия, инициалы работника

Учреждение (организация).

Форма повышения квалификации

Сроки

1

Надточеева О.Н.

ИПКиП УО «МГУ имени А.А.Кулешова».

Курсы повышения квалификации по программе РИВШ «Информационно-образовательная среда управляемой самостоятельной работы студентов».

28.10.2019-09.11.2019

2

Ракутова И.В.

УО «Могилевский государственный областной институт развития образования».

Обучающие курсы (семинар-практикум) по теме «Современный конкурсный урок».

05.11.2019

3

Куцепалова С.И.

УО «Могилевский государственный областной институт развития образования».

Обучающие курсы (семинар-практикум) по теме «Современный конкурсный урок».

05.11.2019

5

Надточеева О.Н., Евменчик И.В.

БУ Орловской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования».

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Проектирование развития образовательных систем по вектору международного сотрудничества».

09.12.2019-13.12.2019

6

Бальцевич В.С.

УО «Могилевский государственный областной институт развития образования».

Обучающие курсы (семинар-практикум) по теме «Создание интерактивных дидактических игр и электронного лэпбука «Правила дорожного движения» с помощью программы Power Point»

29.01.2020

 

3 ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ.

Участниками инновационной деятельности по проекту «Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах» в 2019/2020 учебном году стали группы 2 ДОСШ  и 3 ДОБШ специальности «Дошкольное образование» в количестве 54 респондента.

Мониторинг эффективности реализации программы ИД включал следующие критерии и показатели предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений:

1. Мотивационно-личностный: изучение мотивации на успех (опросники «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчаровой и «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана).

2. Профессиональная направленность: изучение уровня стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности (методика уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой); изучение уровня готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности (опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности Н.П. Фетискина).

3. Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности и реализации инновационных бизнес-проектов: выявление предрасположенности к предпринимательской деятельности (тест А.Н.Сизанова); изучение уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности (методика «Самооценка уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности»).

4. Способность к организаторской деятельности: выявление организаторских склонностей учащихся (методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявский, Б.А.Федоришин); изучение лидерских способностей (методика «Лидер»).

5. Коммуникативный критерий: изучение уровня коммуникативных склонностей учащихся (методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявский, Б.А.Федоришин);

Диагностическое исследование проводилось в 2 этапа: 1 этап - ноябрь 2019 г , 2 этап – апрель 2020 г.

 

Мотивационно-личностный критерий изучался с помощью опросника «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана. Результаты представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Уровень мотивации на успех

Уровень

ноябрь 2019 год

апрель 2020 год

3 ДОБШ

2 ДОСШ

3 ДОБШ

2 ДОСШ

Низкий

1

4%

0

0%

0

0

0

0%

Средний

9

33%

12

45%

12

45%

10

4%

Высокий

17

63%

15

55%

15

55%

17

96%

 

В результате обработки данных, полученных по методике «Мотивация достижения и боязнь неудачи» А.А. Реана, мы получили следующие результаты, представленные на диаграмме 1.

 

1

 

Диаграмма 1.- Показатели выраженности мотивации достижения и боязни неудач у учащихся

 

Мотив боязнь неудачи у учащихся группы 3 ДОБШ в ноябре 2019 года составлял 4%, в апреле снизился и составляет 0% всей группы.

Мотив стремления к успеху доминирует у большинства испытуемых группы (63% - в ноябре 2019, 55% - в апреле 2020). Эти учащиеся  предпочитают задачи, успех в которых зависит не от случая или неудачного стечения обстоятельств, а от их собственных усилий и способностей. Им нравится работа, в которой они могли бы проявить собственную инициативу в решении проблемы. Они обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия -  ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели.

Мотив боязнь неудачи у учащихся группы 2 ДОСШ не был выявлен.

Мотив стремления к успеху доминирует у большинства испытуемых группы (55% - в ноябре 2019,96% - в апреле 2020).

Таким образом, результаты показывают положительную динамику развития мотивации достижения и стремления к успеху учащихся. 

По критерию профессиональной направленности были изучены уровень стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности (методика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой) и уровень готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности (опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности Н.П.Фетискина). Результаты представлены в таблице 2.

 

 

Таблица 2

Степень проявления готовности учащихся к педагогической деятельности

Степень

ноябрь 2019 год

апрель 2020 год

3 ДОБШ

2 ДОСШ

3 ДОБШ

2 ДОСШ

Низкая

0

0%

0

0

0

0

0

0

Средняя

2

7%

1

4%

0

0%

0

0

Высокая

25

93%

26

96%

27

100%

27

100%

 

В результате обработки данных, полученных по методике «Опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности» Н.П.Фетискина, мы получили следующие результаты, представленные на диаграмме 2.

 

2

Диаграмма 2. - Степень проявления готовности учащихся к педагогической деятельности

 

Из полученных данных видно, что в группе 3 ДОБШ и 2 ДОБШ отсутствует низкий уровень готовности к основной профессиональной деятельности, что указывает на хорошую педагогическую подготовку к будущей профессии учащихся. Процент учащихся с высокой готовностью к педагогической  деятельности  повысился до 100 % в двух группах.

 

Таблица 3

Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности

Уровень

ноябрь 2019 год

апрель 2020 год

3 ДОБШ

2 ДОСШ

3 ДОБШ

2 ДОСШ

Низкий

1

4%

3

11%

0

0

0

0

Ниже среднего

7

26%

9

33%

5

19%

7

26%

Средний

14

55%

7

26%

17

62%

11

41%

Выше среднего

5

19%

6

23%

5

19%

4

14%

Высокий

0

0

2

7%

0

0

5

19%

 

Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 3.

3

Диаграмма 3. -  Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности

 

Анализ результатов группы 3 ДОБШ показывает отсутствие высокого уровня саморазвития учащихся в педагогической деятельности. Уровень выше среднего показали 19% учащихся. Средний уровень саморазвития повысился на 7% и составляет 62%. Стоит отметить снижение показателя низкого уровня учащихся до 0%.

В группе 2 ДОСШ повысился процент учащихся с высоким уровнем саморазвития в профессионально-педагогической деятельности на 12% и составляет 19%, также увеличилось количество учащихся со средним уровнем на 15%.

Анализ исследования показателей профессиональной направленности позволяет отметить положительную динамику в развитии у учащихся личностных профессиональных качеств, способствующих саморазвитию и формированию готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности и реализации инновационных бизнес-проектов изучалась с применением следующих методик: тест предрасположенности к предпринимательской деятельности А.Н.Сизанова и методика «Самооценка уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности».

 

Таблица 4

Уровень предпринимательских склонностей

Уровень

ноябрь 2019 год

апрель 2020 год

3 ДОБШ

2 ДОСШ

3 ДОБШ

2 ДОСШ

Низкий

6

22%

15

56%

7

26%

10

37%

Средний

21

78%

12

44%

18

67%

17

63%

Высокий

0

0%

0

0%

2

7%

0

0

 

На основании проведенных диагностик, которые использовались для изучения уровня предпринимательских склонностей учащихся, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 4.

  

4  

Диаграмма 4. - Уровень предпринимательских способностей

 

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что уровень предпринимательских склонностей у большинства учащихся группы 3ДОБШ в сфере образования средний. В апреле 2020 года он составляет 67%, что ниже на 9%, однако наблюдается тенденция к росту количества учащихся с высоким уровнем предпринимательских склонностей. В апреле 2020 количество учащихся с высоким уровнем развития предпринимательских склонностей составило 7%. В группе 2ДОСШ также большинство учащихся обладают средним уровнем развития предпринимательских склонностей (63%), что выше на 19%.


 

Таблица 5

Уровень готовности учащихся к осуществлению предпринимательской деятельности

Уровень

ноябрь 2019 год

апрель 2020 год

3 ДОБШ

2 ДОСШ

3 ДОБШ

2 ДОСШ

Низкий

7

26%

10

37%

5

19%

7

26%

Средний

15

55%

16

59%

18

66%

17

37%

Высокий

5

19%

1

4%

4

15%

3

11%

 

На основании проведенных диагностик, которые использовались для изучения уровня готовности к предпринимательской деятельности учащихся, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 5.      

5

Диаграмма5. - Уровень готовности учащихся к осуществлению предпринимательской деятельности

 

Количественный анализ результатов готовности к осуществлению предпринимательской деятельности учащихся группы 3ДОБШ показал, что, у большинства учащихся в группе наблюдается средний уровень готовности, что составляет 66%, снизился процент учащихся с низким уровнем готовности на 7%,что говорит о положительной динамике в данном направлении. В группе 2ДОСШ возросло количество учащихся с высоким уровнем на 7% и составляет 11%, снизилось количество учащихся с низким уровнем ( в ноябре 2019- 37%, в апреле – 26%).

Способность к организаторской деятельности изучалась с применением методики оценки коммуникативных и организаторских способностей  личности В.В.Синявского, Б.А.Федоришина и методики «Лидер». Результаты изучения показателей данного критерия отражены в таблицах и диаграммах.

Таблица 6

Уровень развития организаторских способностей учащихся

Уровень

ноябрь 2019 год

апрель 2020 год

3 ДОБШ

2 ДОСШ

3 ДОБШ

2 ДОСШ

Низкий

0

0%

11

42%

0

0

9

33%

Ниже среднего

3

11%

6

22%

3

11%

6

22%

Средний

4

15%

2

7%

3

11%

5

19%

Выше среднего

10

37%

3

11%

9

33%

2

7%

Высокий

10

37%

5

18%

12

45%

5

19%

 

Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 6.

 

 6

Диаграмма 6 - Уровень развития организаторских способностей учащихся

 

Анализ результатов группы 3 ДОБШ показывает увеличение количества учащихся с высоким уровнем организаторских способностей на 8% – 45%.  Уровень выше среднего показали 33% учащихся. В группе 2ДОСШ количество учащихся с высоким уровнем организаторских способностей остается на прежнем уровне, наблюдается снижение количества учащихся с низким уровнем развития организаторскитх способностей. на 9%, рост учащихся со средним уровнем на 12%.

Таблица 7

Уровень развития лидерских качеств

Уровень

ноябрь 2019 год

апрель 2020 год

3 ДОБШ

2 ДОСШ

3 ДОБШ

2 ДОСШ

Низкий

3

11%

16

59%

12

45%

12

44%

Средний

20

74%

11

41%

15

55%

14

52%

Высокий

4

15%

0

0

0

0%

1

4%

 

На основании проведенной диагностики, которая использовалась для изучения уровня развития у учащихся лидерских качеств, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 7.

 

7

Диаграмма 7. - Уровень развития лидерских качеств

 

Количественный анализ результатов изучения уровня развития лидерских качеств у учащихся группы 3ДОБШ показал средний уровень развития лидерских качеств у 55% учащихся, 52% учащихся группы 2ДОСШ.

В коммуникативном критерии изучался уровень коммуникативных склонностей учащихся с применением методики оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявского, Б.А.Федоришина.

 

 

Таблица 8

Уровень развития коммуникативных способностей учащихся

Уровень

ноябрь 2019 год

апрель 2020 год

3 ДОБШ

2 ДОСШ

3 ДОБШ

2 ДОСШ

Низкий

0

0%

9

33%

0

0

5

19%

Ниже среднего

4

15%

5

19%

2

7%

5

19%

Средний

6

22%

6

22%

4

15%

6

22%

Выше среднего

5

19%

1

4%

9

33%

3

11%

Высокий

12

45%

12

45%

8

29%

 

Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 8.

 8

Диаграмма 8  - Уровень развития коммуникативных способностей учащихся

 

Количественный анализ результатов группы 3ДОБШ показывает сохранение на одном уровне количества учащихся с высоким уровнем коммуникативных способностей – 45%. Уровень выше среднего показали 33% учащихся, что выше на 14% по сравнению с началом учебного года.  В группе 2ДОСШ возросло количество учащихся с высоким уровнем на 7% и составило 29%, снизилось количество учащихся с низким уровнем на 14%.

Таким образом, анализ критериев, по которым определяется эффективность формирования предпринимательской компетентности у учащихся, можно представить в виде таблицы 9


 Таблица 9

Эффективность формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов

Критерий

Уровень сформированности показателей

начало 2018/2019 учебного года

конец 2018/2019 учебного года

1.Мотивационно-личностный

высокий уровень

высокий уровень

2. Профессиональная направленность

выше среднего

выше среднего

3. Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности

средний уровень

средний уровень

4. Способность к организаторской деятельности

выше среднего

выше среднего

5. Коммуникативный

высокий уровень

высокий уровень

 

 

Анализ результатов показал, что у учащихся группы 3ДОБШ и 2ДОСШ к концу 2019/2020 учебного года сформированы на высоком уровне коммуникативные способности, умения вести диалог, мотивация стремления к успеху, проявление инициативности и самостоятельности в работе.

На уровне выше среднего сформированы показатели готовности к осуществлению педагогической деятельности, стремление к профессиональному росту и устойчивость профессиональной направленности, а также способность к организаторской деятельности и управлению образовательным процессом.

На среднем уровне сформированы показатели способности и готовность к осуществлению предпринимательской деятельности

На основании изложенного материала можно сделать вывод, что учащиеся группы показывают хорошие результаты по всем критериям. Как видно из таблиц, по результатам исследования в группе учащиеся имеют хорошую педагогическую подготовку, высокий уровень мотивации достижения успеха и достаточно хорошие результаты сформированности предпринимательских способностей. В ходе проведения исследований было установлено, что учащиеся наиболее подготовлены и к профессиональной деятельности, и к использованию своих коммуникативных организаторских и профессиональных способностей в предпринимательской сфере. Анализ результатов проведенных диагностических исследований показывает некоторые количественные изменения в показателях, что свидетельствует о положительной динамике в формировании предпринимательской компетентности учащихся.

ВЫВОД: Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости продолжения инновационной деятельности по внедрению педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих воспитателей дошкольного образования в колледжах.

Публикации в СМИ о ходе реализации ИД:

Мулерова, И.К. Правовые аспекты формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах // И.К.Мулерова, Н.А. Ярошева / Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания : сборник статей II Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2018 г., г. Могилев / под ред. Н. В. Пантелеевой. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2019. – 344 с.

Евменчик, И.В. Диагностика предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений // И.В.Евменчик, А.В.Балтушко / «GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2019: CENTRAL ASIA» атты VI Халықар. ғыл.-тәж. конф. материалдары (ІX ТОМ)/ Құраст.: Е. Ешім, Е. Абиев т.б.– Нур-Султан, 2019 – С. 267-271.

Евменчик, И.В. Формирование предпринимательской компетентности учащихся социально-гуманитарного колледжа // Интеграция науки, образования и бизнеса – пути развития высшего образования XXI века. Сборник научных трудов по материалам II практической конференции (Унеча-Тверь, 19 ноября 2019 года), Выпуск 2, 2020 / И.В.Евменчик, А.В.Балтушко - [Электронный ресурс]: электронный сборник статей, 2019 – С.10-16.

Бальцевич, В. С. К вопросу о средствах формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / В. С. Бальцевич // Наука и образование в современном мире : вызовы ХХI века : материалы III Международной научно-практической конференции, Нур-Султан, 10-12 июля 2019 г. / Құраст. : Е. Ешім, Е. Абиев т.б. – Нур-Султан, 2019. – С. 368-371.

Ракутова, И. В. Проектная деятельность как средство формирования психологических компетенций будущих воспитателей / И. В. Ракутова // Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования [Электронный ресурс]: материалы Х научно-практической Интернет-конференция с международным участием (Тольятти, 1-25 декабря 2019 года). – Режим доступа: http // wiki.tgl.net.ru http://wiki.tgl.net.ru/images/2019.doc. – Дата доступа : 25.12.2019.

Надточеева, О. Н. Роль индивидуальных занятий по развитию творческих способностей в формировании творческой личности будущего воспитателя / О. Н. Надточеева // Среднее специальное педагогическое образование : традиции и инновации : III Педагогические чтения с международным участием, 11 октября 2019 г., г. Минск / [редакционный совет : М. И. Ахрамович (председатель) и др.] – С. 188-190.

Клочкова А.М. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий мультипликацией» // «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты» : сборник статей V Международной научно-практической конференции (6 ноября 2019 года, г. Могилев) / А.М.Клочкова, редкол. : М.М.Жудро и др; под общ. ред. Т.И.Когачевской. – МГОИРО, 2019 - С.97-98.

Публикации учащихся:

Мороз Н.С. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у дошкольников // Молодая наука-2019: региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области: материалы конференции / Н.С.Мороз, под ред. О.А.Лавшук. – Могилев :МГУ имени А.А.Кулешова, 2019. – С.160 (научный руководитель –В.С.Бальцевич).

Хмелевсккая Я.В. Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования // Молодая наука-2019: региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области: материалы конференции / Я.В.Хмелевская, под ред. О.А.Лавшук. – Могилев :МГУ имени А.А.Кулешова, 2019. – С.179 (научный руководитель –О.Н.Надточеева).

Ахмаева Оливия Александровна Стар профессионального становления // Старт в науку: материалы студентов и учащихся, Орша, 23 мая 2019 г. : 2 т. / / О.А.Ахмаева , сост. : Е.А. Чикованова, Е.В. Дернова.– Витебск : ВГУ имени П.М.Машерова, 2019. -Т.2. – С.65 (научный руководитель – Евменчик И.В.).

Ахмаева Оливия Александровна Сравнительный анализ уровня предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / О.А.Ахмаева – Орел: б/и, 2020. – С.566-570 (научный руководитель – Евменчик И.В., Балтушко А.В.) – грамота 1 место

Баерова Дарья Владимировна «Влияние современных мультфильмов на психическое развитие детей дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Д.В., Баерова – Орел: б/и, 2020. – С.570-575 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 1 место

Добрикова Елизавета Васильевна «Психолого-педагогические аспекты использования сказки в работе с детьми дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Е.В.Добрикова – Орел: б/и, 2020. – С.599-603 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место

Гончарова Вероника Андреевна «Мультфильмы как средство воспитания детей дошкольного возраста. Практический аспект» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / В.А.Гончарова – Орел: б/и, 2020. – С.596-599 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место

Гончарова Анастасия Викторовна «Влияние цвета на психическое развитие детей дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / А.В.Гончарова – Орел: б/и, 2020. – С.592-596 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место

Донцова Анжелика Александровна «Особенности развития самосознания детей дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / А.А.Донцова – Орел: б/и, 2020. – С.603-608 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место

Миткович Дарья Александровна «Влияние современных игрушек на психику ребенка-дошкольника» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Д.А.Миткович – Орел: б/и, 2020. – С.625-630 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место

Моргунова Татьяна Олеговна «Роль воображения в работе воспитателя детского сада» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Т.О.Могунова – Орел: б/и, 2020. – С.630-633 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место

Мурадова Зарина Рахимжоновна «Особенности организации художественного восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / З.Р.Мурадова – Орел: б/и, 2020. – С.633-636 (научный руководитель – Надточеева О.Н.) – грамота  3 место

Степовая Екатерина Николаевна «Прогулка как форма эколого-оздоровительного воспитания детей дошкольного возраста» // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Е.Н.Степовая – Орел: б/и, 2020. – С.645-649 (научный руководитель – Бальцевич В.С.)

 

    

MoodleВконтактеИнстаграмЭлектронные обращения

 

80 mog defense

80 mog defense

Rud6lWOwkUI

covid 19 4960657 960 720

 

sobranje 

2021year