Инновационная деятельность - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Инновационная деятельность

 

Тема инновационного проекта:

«Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах»


Сроки реализации проекта: с сентября 2018 года по июнь 2021 года.

Руководитель (консультант) проекта: Агеева Наталия Вацлавовна, методист центра научно-методического обеспечения профессионального образования УО РИПО, магистр педагогических наук, аспирант кафедры общей и профессиональной педагогики УО РИПО.

Цель проекта:

- внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.

Задачи проекта:

  1. Внедрить в образовательный процесс экспериментально апробированную педагогической систему формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  2. Реализовать мероприятия, направленные на формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  3. Изучить уровень сформированности предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах в процессе их подготовки по специальности «Дошкольное образование».
  4. Совершенствовать разработанное учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования, в процессе внедрения в образовательный процесс колледжей при подготовке педагогов дошкольного образования нового набора.
  5. Разработать методические рекомендации по внедрению педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  6. Создать творческую группу экспериментальной деятельности по формированию предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах;
  7. Провести теоретический отбор научно-методической, педагогической и психологической литературы по формированию предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования;
  8. Изучить отечественный и зарубежный подходы к проблеме формирования предпринимательской компетентности в психолого-педагогической науке и практике.
  9. Разработать и описать педагогическую систему формирования  предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах;
  10. Разработать диагностические методики для анализа уровней сформированности предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования и организационно-педагогических условий для ее формирования в колледжах;
  11. Провести мониторинг уровней сформированности предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования и организационно-педагогических условий для ее формирования в колледжах;
  12. Экспериментально проверить эффективность модели формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.
  13. Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное формирование предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования;
  14. Начать реализацию программы поэтапного формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах.

Основание для реализации проекта 

В 2018/2019 учебном году инновационный проект «Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах» переведен из экспериментального проекта «Апробация педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах» в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 26.07.2018 № 615 “Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году”; приказом УО РИПО от 30.07.2018 № 01-12/154 “Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2018/2019 учебном году”. 

В 2019/2020 учебном году инновационная деятельность (далее - ИД) в социально-гуманитарном колледже организована в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 30.07.2019 № 617 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году», приказом учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» от 29.08.2019 № 01-12/143 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2019/2020 учебном году», приказом социально-гуманитарного колледжа «Об утверждении состава учебно-методического объединения колледжа и творческой группы инновационной деятельности на 2019/2020 учебный год» от 30.08.2019 №180-ад.

В 2020/2021 учебном году инновационная деятельность в социально-гуманитарном колледже осуществлялась в соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 24.07.2020 № 565 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году», приказом учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования» от 17.08.2020 № 01-12/142 «Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2020/2021 учебном году», приказа социально-гуманитарного колледжа «Об утверждении состава учебно-методического объединения колледжа и творческой группы инновационной деятельности на 2020/2021 учебный год» от 01.09.2020 №125-ад.

Деятельность организована на базе инновационных площадок 4 колледжей

Учреждение образования

Специальность

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Лидский колледж)

2-01 01 01 «Дошкольное образование»

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Волковысский колледж)

2-01 01 01 «Дошкольное образование»

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» (Социально-гуманитарный колледж)

2-01 01 01 «Дошкольное образование»

Учреждение образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» (Горецкий колледж)

2-01 01 01 «Дошкольное образование»

 

Участники инновационной деятельности социально-гуманитарного колледжа учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова»

Учащиеся учебных групп по специальности 2-01 01 01 «Дошкольное образование»: ДОБШ-17 – 27 человек; ДОСШ-18- 27 человек.

 

Нормативно-правовое обеспечение проекта

  • Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2030 года (НСУР-2030).
  • Проект Концепции Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
  • Концепция Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы (Подпрограмма 1 «Развитие системы дошкольного образования»).
  • Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь от 31 марта 2014 г. N 15/27/23 «Об утверждении концепции развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь».
  • Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.03.2016 № 250.
  • Кодекс об образовании Республики Беларусь (Раздел VII Дошкольное образование, Главы 18-21).
  • Концепция развития педагогического образования на 2015 – 2020 гг.
  • Образовательный стандарт. Дошкольное образование (утвержден постановлением Министерства образования Республики Беларусь 29.12.2012 № 146).
  • Образовательный стандарт Республики Беларусь. Среднее специальное образование. Специальность 2-01 01 01 Дошкольное образование. Квалификация Воспитатель дошкольного образования (утвержден и введен в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.04.2014 № 57).
  • Образовательный стандарт высшего образования. Высшее образование. Первая ступень. Специальность 1-01 01 01 Педагог (утвержден и введен в действие 30.08.2013 № 88).
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь к 2015/2016 учебному году. Учреждения дошкольного образования. Письмо к началу 2015/2016 учебного года (утвержденное Министерством образования Республики Беларусь 22.06.2015).
  • Об открытии частных учреждений дошкольного образования (http://edu.gov.by).
  • Инструкция о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденная постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01.09. 2011 и др.
  • Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.
  • Приложение к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 07.07.2017 № 470 Об экспериментальной и инновационной деятельности в 2017/2018 учебном году.

 

Результаты инновационной деятельности

В ходе реализации инновационной деятельности в 2018-2021 году была внедрена «Модель процесса формирования предпринимательских компетенций будущих воспитателей дошкольного образования в колледжах».

1

Алгоритм формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в социально-гуманитарном колледже учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова» представлен на схеме.

 2

Реализация формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования осуществляется по следующим направлениям работы.

1. Работа с педагогами – участниками проекта:

а) проведение с участниками проекта лекций, семинаров, тренинговых занятий, консультаций по заявленной теме проекта «Внедрение педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах»;

б) организация открытых занятий, мастер-классов, семинаров;

в) проведение заседаний Совета колледжа, педагогического совета цикловых комиссий, учебно-методического объединения посвященных состоянию работы по проекту;

г) использование различных средств и методов в решении профессиональных задач (мозговой штурм, конференция идей, открытая дискуссия и т.д.);

д) организация педагогического самообразования участников проекта, реализация каждым из них индивидуальной темы исследования в рамках прохождения практики в учреждениях дошкольного образования.

2. Работа с учащимися:

а) вовлечение учащихся в разнообразную творческую (познавательную, исследовательскую, рационализаторскую, художественную, социальную) деятельность на учебных занятиях и во внеурочное время;

б) организация и проведение выставок, конкурсов ученических продуктов.

3. Совершенствование учебно-методического комплексного обеспечения образовательного процесса:

- программно-планирующей документации педагога;

- дидактических материалов для организации активной познавательной деятельности учащихся на каждый тематический блок (поисковые вопросы и задания, материалы бесед, дискуссий, мозгового штурма, тематика проектов, педагогических мастерских, лучшие образовательные продукты, ученические проекты, печатные, аудио- и видеоматериалы лучших уроков);

- информационного обеспечения (методические рекомендации, рабочие тетради, обучающие и контролирующие компьютерные программы, аудио- и видеоматериалы);

- средств учебно-методического обеспечения учебных предметов (дисциплин) (учебно-методические комплексы-УМК).

4. Диагностическое обеспечение проекта включает следующие критерии и показатели эффективности формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений:

Мотивационно-личностный: изучение мотивации на успех (опросники «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчаровой и «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана).

Профессиональная направленность: изучение уровня стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности (методика уровня саморазвития профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой); изучение уровня готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности (опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности Н.П. Фетискина).

Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности и реализации инновационных бизнес-проектов: выявление предрасположенности к предпринимательской деятельности (тест А.Н.Сизанова); изучение уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности (методика «Самооценка уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности»).

Способность к организаторской деятельности: выявление организаторских склонностей учащихся (методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявский, Б.А.Федоришин); изучение лидерских способностей (методика «Лидер»).

Коммуникативный критерий: изучение уровня коммуникативных склонностей учащихся (методика оценки коммуникативных и организаторских способностей личности В.В.Синявский, Б.А.Федоришин).

Алгоритм формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования предусматривал реализацию следующих этапов:

1 ЭТАП - ПРОГНОСТИЧНО-ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ – На этом этапе осуществлялась подготовка приказа по колледжу об инновационной деятельности и создание творческой группы для реализации проекта; разработка, согласование календарного плана инновационной деятельности колледжа; подготовка материальной базы инновационной деятельности, организация работы для реализации программы инновационного проекта. Проводилась поисково-исследовательская работа:

– анализ и обобщения научно-методической литературы по проблеме формирования предпринимательских компетенций у будущих педагогов дошкольного образования; изучение программно-нормативных документов;

–подбор, разработка и апробация исследовательских методик; определение программы организации и реализации инновационной деятельности;

– выбор тестов, критериев оценки предпринимательской компетентности учащихся колледжа;

– фиксация исходного состояния объектов проекта и реализация контроля;

- определение педагогических условий, предпосылок дальнейшего совершенствования процесса формирования предпринимательских компетенций посредством внедрения технологии.

2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ –на данном этапе осуществлялась реализация на практике поставленных задач, отслеживалась  предварительная оценка результатов, регулирование и коррекция применяемых методов и технологий.

На данном этапе  проведена диагностика, сбор и анализ эмпирического материала:

- социологическое исследование (анкетирование) преподавателей с целью готовности к предпринимательской деятельности в сфере образования»; изучения состояния проблемы формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов дошкольного образования; выявление мотивов, потребностей и интересов учащихся;

– изучение уровня предпринимательских компетенций будущих педагогов дошкольного образования: (контрольный срез – сентябрь 2018; п; промежуточные срезы – 2 раза; итоговый срез – 2021).

Осуществлялось внедрение в образовательный процесс педагогической системы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледже. В ходе исследования проанализированы динамические изменения уровня компетенций. Кроме того, проверялись и корректировались педагогические условия формирования предпринимательских компетенций будущих педагогов дошкольного образования, оказывающие существенное влияние на качество педагогического процесса в целом.

3 ЭТАП – ОБОБЩАЮЩИЙ. Мониторинг эффективности реализации программы формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования; подготовка промежуточного отчета, дневников инновационного проекта. Публикации в СМИ о ходе реализации ИД.

Содержательный блок

  • Информационно-научные разработки: глоссарий экономических терминов и понятий в сфере образования, словарь основных понятий и терминов в области качества образования.
  • Дидактико-методические разработки: программы факультативных курсов «Основы анимации», «Проектная и исследовательская деятельность в учреждении дошкольного образования», «Основы финансовой грамотности», КТП по учебным дисциплинам и факультативным курсам, УМК по факультативным курсам и дисциплинам профессионального компонента.

За 2018/2019 учебный год для реализации инновационной деятельности были разработаны:

Факультативный курс «Информационно-рекламная деятельность».

На основе образовательного стандарта ОСРБ 2-0101 01, утвержденного постановлением Министерства образования Республики Беларусь №37 от 28.04.2014 и в соответствии с примерным тематическим планом была разработана учебная программа факультатива «Информационно-рекламная деятельность.

Для методического обеспечения дисциплины разработан учебно-методический комплекс «Информационно-рекламная деятельность» - система взаимосвязанных и взаимодополняющих средств обучения, проектируемых в соответствии с учебной программой и специализированным дидактическим процессом для формирования знаний умений и навыков учащихся, определяющих основную направленность, объем и содержание факультативного курса.

Структура учебно-методического комплекса включает: теоретический раздел (материалы для изучения основ рекламной деятельности, курс лекций); практический раздел (материалы для практических занятий, конспекты); раздел контроля знаний (контрольные вопросы и задания по изучаемым темам, темы рефератов, ситуационные задачи, вопросы к зачету); вспомогательный раздел.

Для повышения у учащихся интереса к предпринимательской деятельности в сфере образования разработаны: деловые игры «Презентация инвестиционного бизнес-проекта», «Азбука предпринимательства»; экономическая игра «По ступенькам бизнеса»; серии кроссвордов по теме «Экономика». Составление глоссария экономических терминов в сфере образования.

С целью транслирования учащимся социально-гуманитарного колледжа опыта педагогической деятельности учреждений дошкольного образования по оказанию платных образовательных услуг подготовлена мультимедийная презентация «Организация платной образовательной услуги «Ручное ткачество» в ГУО «Дошкольный центр развития ребенка №1 г.Могилева».

Для обеспечения дополнительных образовательных услуг «Ручное ткачество» в учреждениях дошкольного образования был создан видеоролик «Старажытны код у сучаснымсвеце» (учащаяся Белясова Алина; преподаватели Клочкова Анастасия Михайловна, Коваленко Валентина Михайловна).

Составлены рекомендательные списки литературы по темам: «Психология управления», «Психология имиджа и рекламы», «Менеджмент личностного роста».

Разработаны: памятки для преподавателей колледжа по саморегуляции психоэмоциональных состояний; материалы для факультативного курса «Менеджмент личностного роста».

Учебно-методические материалы (УМК) для факультатива «Проектная и исследовательская деятельность в учреждениях дошкольного образования» (Ракутова И.В.).

Разработаны, обновлены и представлены в системе электронного обучения MOODLE: презентации проектов, учебно-методические материалы для факультативной дисциплины «Проектная и исследовательская деятельность в учреждениях дошкольного образования», учебно-методические материалы для самостоятельной работы учащихся.

Организована и проведена презентация исследовательских, творческих и информационных проектов. Продукты проектов учащихся (буклеты, информационные листки, комплексы игр и занятий) внедрены в работу учреждений дошкольного образования г. Могилёва, являющихся базой практики учащихся колледжа. Лучшие проекты учащихся представлены в материалах научно-практических конференций разного уровня.

Составлены рекомендательные списки литературы по темам: «Менеджмент личностного роста будущих педагогов дошкольного образования».

Обновлялось, дополнялось учебно-методическое обеспечение факультативных занятий «Информационно-рекламная деятельность», «Основы анимации» (Клочкова А.М.).

В рамках факультативного занятия «Основы анимации» была разработана программа занятий объединения по интересам «Основы анимации» для учреждений дошкольного занятия.

В рамках факультативного занятия «Основы анимации» учащиеся создавали мультипликационные ролики для детей дошкольного возраста на тему «Безопасность жизнедеятельности». Также были созданы анимационные короткометражные мультипликационные фильмы «Город Машеки», «Адгалосак мінулага ў музычных інструментах беларусаў», «Традыцыі беларускага народа: шлях праз стагоддзі», которые приняли участие в Республиканском фестивале художественного творчества учащейся и студенческой молодежи «АРТ-вакацыі 2021» и других конкурсах.

Была проведена корректировка учебно-методического комплекса факультативных занятий «Информационно-рекламная деятельность».

В рамках факультативного курса была проведена исследовательская работа на тему «Рекламная компания учреждения образования».

Разработаны учебные программы практик для учащихся, дневники педагогической практики, методические рекомендации по оформлению индивидуальных заданий по педагогической практике.

Руководителями практик разрабатывались тематические индивидуальные задания:

  • Дидактическая игра как средство экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста;
  • Использование информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе учреждения дошкольного образования;
  • Инновационные формы организации образовательной деятельности в учреждении дошкольного образования;
  • Организация образовательных услуг на платной основе в учреждениях дошкольного образования.

В процессе прохождения учебной практики «Наблюдения и пробные занятия с детьми раннего возраста» учащимися 2 курса были изучены вопросы адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования, особое внимание уделялось организации адаптационных групп. По итогам изучения данной темы было подготовлено индивидуальное задание «Особенности адаптации детей раннего возраста к учреждению дошкольного образования») (Бальцевич В.С.).

  • При изучении учебной дисциплины «Методика формирования информационно-коммуникационных компетенций в дошкольном образовании» учащиеся знакомятся с возможностями, принципами и методическими аспектами применения ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста. На занятиях учащиеся разрабатывают дидактические игры, электронные средства обучения и лэпбуки по различным направлениям развития дошкольников, в том числе и по ознакомлению детей с основами финансовой грамотности.
  • Учащиеся осваивают одно из актуальных направлений работы с детьми дошкольного возраста – образовательная робототехника, которая рассматривается как направление, в котором осуществляется современный подход к внедрению элементов технического творчества в образовательный процесс через объединение конструирования и программирования.

Учащимися 3 курса была разработана программа организации кружка по образовательной робототехнике в учреждении дошкольного образования  (программа кружковой работы «Конструктор»). Программа рассчитана на 40 часов, и направлена на создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO-конструирования (использования образовательной робототехники).

  • Частно-методические разработки (методические рекомендации, методические разработки факультативных и учебных занятий, сценариев тренингов, мероприятий; кроссворды по теме «Экономика», викторина «Экономика и бизнес», сценарий игры «Экономическая дюжина», сценарий деловой игры с элементами тренинга «Креативность – один из компонентов профессиональной компетентности современного педагога учреждения дошкольного образования», сценарий деловой игры по созданию и презентации бизнес-проекта. - деловая игра «Презентация инвестиционного бизнес-проекта»; экономическая игра «Предпринимайка».
  • Организационно-педагогические разработки (портфолио достижений и творческой самореализации будущих педагогов дошкольного образования).
  • Специализированные учебные кабинеты «Частные методики», «Экономики» «Социально-гуманитарных наук» на базе учреждения образования.
  • Международное сотрудничество:

Преподаватели колледжа изучали опыт коллег Российской Федерации:

25-29 ноября 2019 года – перподаватели колледжа организовали Международную стажировку для слушателей ПЭК ГГТУ г.Орехово-Зуево, Российская Федерация по теме «Проектирование, разработка и оптимизация мультимедийных приложений. Использование информационных ресурсов в профессиональном образовании»: мастер-класс на тему: «Основы прикладной анимации» (Клочкова А.М., преподаватели специальных дисциплин).

        • 09-13 декабря 2019 года преподаватели колледжа проходили стажировку (повышение квалификации) в городе Орел (Российская Федерация) в БУ ОО ДПО «Институт развития образования» по теме «Проектирование развития образовательных систем по вектору международного сотрудничества».
        • февраль 2020 года- Мастер-класс в рамках вебинара на тему «Особенности разработки этапов урока иностранного языка в системе СПО», (г.Орехово-Зуево, Российская Федерация.).
        • 27 мая 2020 года – приняли участие в Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием «Теория и практика актуальных исследований: ступени познания» (Государственный гуманитарно-технологический университет, г. Орехово-Зуево, РФ) (диплом 1 степени и диплом 3 степени).
        • 09.2020 г. В рамках международного сотрудничества участники ИД приняли участие в круглом столе «Наставничество как эффективный инструмент развития будущего специалиста», посвященном 80-летию профессионально-технического образования в РФ («Мезенский педагогический колледж» при поддержке Департамента образования Орловской области, Орловского регионального отделения общественной организации «Педагогическое общество России»):
        • Ракутова И.В. «О проекте «История колледжа в лицах: далёкие и близкие»;
        • Куцепалова С.И. «Направления работы наставничества в социально-гуманитарном колледже».

Структурные элементы УМК по факультативному курсу "Основы предпринимательской деятельности в образовании"

  • Конспекты лекций в соответствии с темами календарно-тематического плана.
  • Нормативно-правовое обеспечение предпринимательской деятельности

              перечень нормативно – правовой документации

  • Теоретические материалы по разделам программы курса.
  • Справочник экономических терминов в системе образования

              терминологический словарь

  • Перечень учебных изданий по проблеме предпринимательской деятельности.

              перечень статей

  • Презентации по темам: «Содержание и виды предпринимательской деятельности», «Поддержка малого и среднего бизнеса», «Организация деятельности предпринимательства», «Условия осуществления предпринимательской деятельности в сфере образования», «Риск  в предпринимательской деятельности», «Правовые основы логистической деятельности», «Бизнес планирование».

               презентация «Основы предпринимательской деятельности»

  • Материалы для контроля знаний: тесты по теме: «Правовое регулирование предпринимательской деятельности», контрольный тест.

 

Диагностика предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений

В 2018/2019 учебном году проведена диагностика уровня готовности преподавателей колледжа к участию в инновационной деятельности. В исследовании приняло участие 20 педагогов, работающих с учащимися специальности «Дошкольное образование». По результатам исследования было выявлено, что абсолютное большинство преподавателей - 80% -продемонстрировали высокий уровень готовности к предпринимательской деятельности,  20% педагогов имеют средний уровень готовности, низкий уровень в данной выборке педагогов не выявлен (диаграмма 1).

3

Диаграмма 1. - Уровень готовности преподавателей колледжа к предпринимательской деятельности.

Анализ критериев готовности показал, что у большинства преподавателей – 80% преобладает высокая мотивационно-творческая готовность, которая выражается в стремлении к творческим достижениям и лидерству, высокой личной значимости творческой деятельности (см. таблицу 1). Достаточный уровень развития вышеописанных качеств, продемонстрировали 20% педагогов.

Талица 1 - Распределение преподавателей по уровням готовности к предпринимательской деятельности (в абсолютных числах и %).

Уровни готовности к предпринимательской деятельности

высокий

средний

Критерии готовности

кол-во

%

кол-во

%

Мотивационно-творческая

направленность

16

80

4

20

креативность

15

75

5

25

Профессиональные

способности

18

90

2

10

Индивидуальные

особенности

15

75

5

25

Итоговая готовность

16

80

4

20

75 % преподавателей высоко оценивает свои творческие способности, своё стремление к риску, самоанализу, рефлексии. 25 % педагогов оценили себя по этому критерию средне.

Высокий уровень профессиональных способностей продемонстрировало 90 % исследуемых преподавателей. У 10 % педагогов выявлен достаточный уровень самооценки своих профессиональных способностей.

Высокая самооценка своих индивидуальных особенностей (работоспособность в творческой деятельности, уверенность в себе, ответственность) выявлена у 75 % педагогов, оставшиеся 25 % оценивают себя по данным качествам средне.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать заключение о высокой готовности преподавателей колледжа к обучению учащихся колледжа и осуществлению предпринимательской деятельности.

В течение 3-х лет с 2018 года по 2021 год проводилось диагностическое исследование. Участниками инновационной деятельности по проекту в 2018/2019 учебном году стала группа ДОБШ-17 специальности «Дошкольное образование» в количестве 30 человек (позже 27 респондентов). С 2019/2020 учебного года в инновационном проекте приняла участие еще одна группа ДОСШ-19 в количестве 27 человек. Промежуточные исследования проводились в 2 этапа: 1 этап - ноябрь, 2 этап – апрель.

Итоговое диагностическое исследование проводилось в декабре 2020 года в двух группах и охватывало 54 учащихся специальности «Дошкольное образование».

В группе ДОБШ-17 мотивационно-личностный критерий изучался с помощью опросников «Мотивы выбора профессии» Р.В.Овчаровой, «Мотивация успеха и боязнь неудачи» А.А.Реана). Результаты по годам представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Уровень мотивации на успех в группе ДОБШ-17.

Уровень мотивации на успех

2018/2019

уч. год

2019/2020

уч. год

2020/2021

уч. год

Низкий

5

17%

0

0

0

0

Средний

25

73%

12

45%

16

59%

Высокий

0

0

15

55%

11

41%

Результаты исследования показывают, что мотив боязни неудачи у учащихся группы ДОБШ-17 с 2018/2019 учебного года снизился до 0% в 2020/2021 учебном году. Учащиеся готовы к решению трудных задач и стремятся к наилучшему решению проблемы.

Мотив стремления к успеху доминирует у 41% испытуемых на высоком уровне и 59% испытуемых на среднем уровне, что выше по сравнению с данными на 2018/2019 учебный год, когда учащихся с высоким уровнем мотивации не было выявлено, а со средним было 73% испытуемых. Анализ результатов показывает, что учащиеся  предпочитают задачи, успех в которых зависит не от случая или неудачного стечения обстоятельств, а от их собственных усилий и способностей. Им нравится работа, в которой они могли бы проявить собственную инициативу в решении проблемы. Они обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия - ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели.

Таким образом, результаты показывают положительную динамику развития мотивации достижения и стремления к успеху учащихся. 

В группе ДОСШ-19 мотивационно-личностный критерий изучался с 2019/2020 учебного года. Результаты представлены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Уровень мотивации на успех в группе ДОСШ-19.

Уровень мотивации на успех

2019/2020 уч. год

2020/2021 уч. год

Низкий

0

0

0

0

Средний

1

4%

2

8%

Высокий

26

96%

25

92%

 

Результаты исследования показывают, что мотив боязни неудачи у учащихся группы ДОСШ-19 с 2019/2020 учебного года определяется в 0%. Учащиеся готовы к решению трудных задач и стремятся к наилучшему решению проблемы.

Мотив стремления к успеху доминирует у 92% испытуемых на высоком уровне, что ниже на 4%, и 8% испытуемых на среднем уровне, что выше на 4% по сравнению с данными на 2019/2020 учебный год. Анализ результатов показывает, что учащиеся  предпочитают задачи, успех в которых зависит не от случая или неудачного стечения обстоятельств, а от их собственных усилий и способностей. Им нравится работа, в которой они могли бы проявить собственную инициативу в решении проблемы. Они обычно активны, инициативны. Если встречаются препятствия -  ищут способы их преодоления. Продуктивность деятельности в меньшей степени зависит от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели.

Таким образом, результаты показывают сохранение положительной динамики развития мотивации достижения и стремления к успеху учащихся двух групп.  Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Уровень мотивации на успех в двух группах.

Уровень мотивации на успех

ДОСШ-19

ДОБШ-17

Низкий

0

0

0

0

Средний

2

8%

16

59%

Высокий

25

92%

11

41%

В группе ДОСШ-19 сохраняется высокий уровень мотивации на успех, что, возможно, определяется сокращенным сроком обучения после окончания средней школы и более осознанным выбором профессии.

В результате обработки данных, полученных по методике «Мотивация достижения и боязнь неудачи» А.А. Реана, мы получили следующие результаты, представленные на диаграмме 2.


4

Диаграмма 2 - Показатели выраженности мотивации достижения и боязни неудач у учащихся.

 

По критерию профессиональной направленности были изучены уровень стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности (методика уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности Л.Н.Бережновой) и уровень готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности (Опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности Фетискина). Результаты исследования группы ДОБШ-17 представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Степень проявления готовности учащихся к педагогической деятельности в группе ДОБШ-17.

Степень проявления готовности к педагогической деятельности

2018/2019 уч. год

2019/2020 уч. год

2020/2021 уч. год

Чел., (%)

Чел.,(%)

Чел.,(%)

Низкий

0

0

0

0

0

0

Средний

2

7%

0

0%

0

0%

Высокий

28

93%

27

100%

27

100%

 

Из полученных данных видно, что группе ДОБШ-17 отсутствует низкий уровень готовности к основной профессиональной деятельности, что указывает на хорошую педагогическую подготовку к будущей профессии учащихся. Процент учащихся с высокой готовностью к педагогической  деятельности  повысился на 7%  и составил 100% по сравнению с данными на 2018/2019 учебный год.

В группе ДОСШ-19 критерий профессиональной направленности изучался с 2019/2020 учебного года. Результаты представлены в таблице 6.

 

Таблица 6 - Степень проявления готовности учащихся к педагогической деятельности в группе ДОСШ-19.

Степень проявления готовности к педагогической деятельности

2019/2020 уч.год

2020/2021 уч. Год

Чел., (%)

Чел., (%)

Низкая

0

0

0

0

Средняя

0

0

1

4%

Высокая

27

100%

26

96%

 

Анализ результатов группы испытуемых ДОСШ-19 показывает сохранение положительной динамики по степени проявления готовности к педагогической деятельности, не смотря на появление 4% испытуемых со средней степенью готовности.

 

Таблица 7 - Степень проявления готовности учащихся к педагогической деятельности в двух группах.

Степень проявления готовности к педагогической деятельности

ДОСШ-19

ДОБШ-17

Низкая

0

0

0

0

Средняя

1

4%

0

0

Высокая

26

96%

27

100%

 

В таблице 6 мы можем видеть, что 100% готовность к педагогической деятельности наблюдается в группе ДОБШ-17. В группе ДОСШ-19 96% испытуемых готовы к осуществлению педагогической деятельности. В результате обработки данных, полученных по методике «Опросник уровня парциальной готовности к осуществлению профессионально-педагогической деятельности» Фетискина, мы получили следующие результаты, представленные на диаграмме 3.

5 

Диаграмма 3 - Степень проявления готовности учащихся к педагогической деятельности.

Из полученных данных видно, что в группе ДОБШ-17 и ДОСШ-19 отсутствует низкий уровень готовности к основной профессиональной деятельности, что указывает на хорошую педагогическую подготовку к будущей профессии учащихся. Процент учащихся с высокой готовностью к педагогической  деятельности  повысился до 100 % в группе ДОБШ-17, до 96% в группе ДОСШ-19.

По критерию профессиональной направленности изучался уровень стремления к саморазвитию профессионально-педагогической деятельности. Результаты по годам представлены в таблице 8 и 9.

 

Таблица 8 - Уровень саморазвития профессионально-педагогической деятельности в группе ДОБШ-17.

Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности

2018/ 2019 уч.год

2019/2020 уч. год

2020/2021 уч. год

Низкий

2

7%

0

0

0

0

Ниже среднего

5

17%

5

19%

6

22%

Средний

15

50%

17

62%

12

44%

Выше среднего

8

26%

5

19%

9

34%

Высокий

0

0

0

0

0

0

 

Уровень саморазвития профессионально-педагогической деятельности в данной группе у большинства испытуемых (44%) средний и выше среднего (34%). К концу проекта с низким уровнем саморазвития профессионально-педагогической деятельности учащихся не выявлено, что указывает на достаточное развитие у учащихся личностных профессиональных качеств, способствующих саморазвитию и формированию готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Таблица 9 -Уровень саморазвития профессионально-педагогической деятельности ДОСШ-19.

Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности

2019/2020  уч.год

2020/2021 уч. год

Низкий

0

0

0

0

Ниже среднего

7

26%

7

26%

Средний

11

41%

11

41%

Выше среднего

4

14%

7

26%

Высокий

5

19%

2

7%

 

В группе ДОСШ-19 процент учащихся с высоким уровнем саморазвития в профессионально-педагогической деятельности составляет 7%, количество учащихся со средним уровнем - 41%. Низкий уровень отсутствует у учащихся обеих групп. Увеличилось количество испытуемых с уровнем выше среднего на 12%, снизилось количество учащихся с высоким уровнем развития на 12%.

На прежнем уровне остается процент испытуемых со средним уровнем саморазвития профессионально-педагогической деятельности – 41%. С низким уровнем испытуемых не выявлено.

 

Таблица 10 - Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности в двух группах.

Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности

ДОСШ-19

ДОБШ-17

Низкий

0

0

0

0

Ниже среднего

7

26%

6

22%

Средний

11

41%

12

44%

Выше среднего

7

26%

9

34%

Высокий

2

7

0

0

Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 4.
6

Диаграмма 4 - Уровень саморазвития в профессионально-педагогической деятельности.

 

Анализ результатов группы ДОБШ-17 показывает отсутствие высокого уровня саморазвития учащихся в педагогической деятельности, с то время как в группе ДОСШ-19 7% учащихся имеет высокий уровень.  Уровень выше среднего показали 26% учащихся группы ДОСШ-19, 22% - группы ДОБШ-17. Средний уровень саморазвития повысился 44% в группе ДОСШ-19, 42% - в группе ДОБШ-17. Стоит отметить, что низкого уровня не выявлено ни в одной группе. Анализ исследования показателей профессиональной направленности позволяет отметить положительную динамику в развитии у учащихся личностных профессиональных качеств, способствующих саморазвитию и формированию готовности к осуществлению педагогической деятельности.

Готовность к осуществлению предпринимательской деятельности и реализации инновационных бизнес-проектов изучалась с применением следующих методик: тест предрасположенности к предпринимательской деятельности А.Н.Сизанова и методика «Самооценка уровня готовности к осуществлению предпринимательской деятельности». Результаты исследования двух групп представлены в таблицах 11,12.

Таблица 11 -Уровень предпринимательских склонностей группы ДОБШ-17.

Уровень предпринимательских склонностей

2018/2019

уч. год

2019/2020

уч. год

2020/2021

уч. год

Низкий

3

10%

2

7%

2

8%

Средний

21

70%

18

67%

19

70%

Высокий

6

20%

7

26%

6

22%

В группе ДОБШ-17 наблюдается с момента начала инновационного проекта увеличение количества испытуемых с высоким уровнем предпринимательских склонностей, на конец проекта в 2020/2021 учебном году их количество составило 22%, что выше на 2% по сравнению с 2018/2019 учебным годом. Количество испытуемых со средним уровнем осталось прежним – 70%. Низкий уровень предпринимательских склонностей имеют 8% учащихся группы, что ниже на 2% по сравнению с 2018/2019 учебным годом.

Таблица 12 - Уровень предпринимательских склонностей группы ДОСШ-19.

Уровень предпринимательских склонностей

2019/2020

уч. год

2020/2021

уч. год

Низкий

10

37%

5

18%

Средний

17

63%

17

64%

Высокий

0

0

5

18%

 

В группе ДОСШ-19 на начало участия в инновационном проекте отсутствовали учащиеся с высоким уровнем предпринимательских склонностей. Однако в 2020/2021 учебном году их количество составило 18%. Кроме того, снизилось количество учащихся с низким уровнем на 19% и составило 18%. Количество испытуемых со средним уровнем предпринимательских склонностей осталось почти прежним – 64%.

Таблица 13 - Уровень предпринимательских склонностей в двух группах.

Уровень предпринимательских склонностей

ДОСШ-19

ДОБШ-17

Низкий

5

18%

2

8%

Средний

17

64%

19

70%

Высокий

5

18%

6

22%

 

На основании проведенных диагностик, которые использовались для изучения уровня предпринимательских склонностей учащихся, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 5.       

 7

Диаграмма 5 - Уровень предпринимательских способностей.

Сравнительный анализ показывает, что две группы достигли положительных результатов в формировании предпринимательских склонностей. Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что уровень предпринимательских склонностей у большинства учащихся групп средний. В группе ДОСШ-19 он составляет 64%, в группе ДОБШ-17 – 70%. Количество учащихся с высоким уровнем развития предпринимательских склонностей составило 22% в группе ДОБШ-17, 18% - в группе ДОСШ-19. Большую положительную динамику в результатах мы видим у группы ДОБШ-17, которая участвует в проекте 3 года.

 

Таблица 14 - Уровень готовности учащихся к осуществлению предпринимательской деятельности группы ДОБШ-17.

Уровень готовности к осуществлению предпринимательской деятельности

2018/2019

уч. год

2019/2020

уч. год

2020/2021

уч. год

Низкий

3

10%

5

19%

1

4%

Средний

25

83%

18

66%

19

70%

Высокий

2

7%

4

15%

7

26%

 

В группе ДОБШ-17 мы можем наблюдать динамику развития готовности к осуществлению предпринимательской деятельности. Высокий уровень готовности в начале участия в проекте показали только 7% испытуемых, в конце проекта мы видим рост на 19%. Кроме того, наблюдается снижение количества испытуемых с низкой готовностью к осуществлению предпринимательской деятельности с 10% до 4%.

 

Таблица 15 - Уровень готовности учащихся к осуществлению предпринимательской деятельности группы ДОСШ-19.

Уровень готовности к осуществлению предпринимательской деятельности

2019/2020 уч. год

2020/2021 уч. год

Низкий

14

52%

7

26%

Средний

10

37%

14

52%

Высокий

3

11%

6

22%

 

Анализ результатов группы ДОСШ-19 показывает увеличение количества испытуемых с высоким уровнем готовности к предпринимательской деятельности на 11%, что составило 22% в 2020/2021 учебном году, со средним уровнем готовности – на 15%, что составило 52%, по сравнению с прошлым годом. Также наблюдается снижение количества испытуемых с низким уровнем готовности на 26%.

 

Таблица 16 - Уровень готовности к осуществлению предпринимательской деятельности в двух группах.

Уровень готовности к осуществлению предпринимательской деятельности

ДОСШ-19

ДОБШ-17

Низкий

7

26%

1

4%

Средний

14

52%

19

70%

Высокий

6

22%

7

26%

 

Сравнительный анализ двух групп показывает, что большинство испытуемых имеет средний уровень готовности к осуществлению предпринимательской деятельности. В группе ДОСШ-19 – 52% учащихся, в группе ДОБШ-17 – 70% учащихся имеет средний уровень готовности. Наибольший процент учащихся с высокой готовностью к предпринимательской деятельности в группе ДОБШ-17 (26%), также в данной группе наименьший процент учащихся с низкой готовностью – 4%. Таким образом, можно утверждать, что учащиеся группы ДОБШ-17 обладают большей готовностью проявлять свои способности в предпринимательской деятельности.

Результаты представлены на диаграмме 6.      

8

Диаграмма 6 - Уровень готовности учащихся к осуществлению предпринимательской деятельности.

 

Способность к организаторской деятельности изучалась с применением методики оценки коммуникативных и организаторских способностей  личности Синявского В., Федоришина Б. А. и методики «Лидер». Результаты изучения показателей данного критерия отражены в таблицах и диаграммах.

 

Таблица 17 - Уровень развития организаторских способностей учащихся группы ДОБШ-17.

Уровень развития организаторских способностей

2018/2019

уч. год

2019/2020

уч. год

2020/2021

уч. год

Низкий

1

4%

0

0%

4

15%

Ниже среднего

3

10%

3

11%

4

15%

Средний

6

20%

3

11%

9

33%

Выше среднего

10

33%

9

33%

0

0%

Высокий

10

33%

12

45%

10

37%

 

Анализ результатов показывает, что в группе ДОБШ-17 высокий процент учащихся с высоким и средним уровнем организаторских склонностей. 37% испытуемых имеет высокий уровень организаторских склонностей, 33% испытуемых имеет средний уровень.

Таблица 18 - Уровень развития организаторских способностей учащихся группы ДОСШ-19.

Уровень развития организаторских способностей

2019/2020

уч. год

2020/2021

уч. год

Низкий

9

33%

7

26%

Ниже среднего

6

22%

7

26%

Средний

5

19%

3

11%

Выше среднего

2

7%

0

0%

Высокий

5

19%

10

37%

 

Анализ результатов показывает рост количества испытуемых в группе ДОСШ-19 с высоким уровнем организаторских способностей  на 18%, что составило 33%.   Стоит отметить снижение показателя низкого уровня на 7%.

Таблица 19 - Уровень развития организаторских способностей учащихся двух групп.

Уровень развития организаторских способностей

ДОСШ-19

ДОБШ-17

Низкий

7

26%

4

15%

Ниже среднего

7

26%

4

15%

Средний

3

11%

9

33%

Высокий

10

37%

10

37%

 

Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 7.

 9

Диаграмма 7- Уровень развития организаторских способностей учащихся.

Анализ результатов двух групп показывает большее количество учащихся с высоким уровнем организаторских способностей – 37%. В группе ДОБШ-17 наименьшее количество учащихся с низким уровнем организаторских способностей – 15% и большее количество со средними организаторскими способностями – 33% по сравнению с группой ДОСШ-19.

Динамика развития лидерских качеств представлена ниже в таблицах и диаграмме.

Таблица 20 -  Уровень развития лидерских качеств учащихся группы ДОБШ-17.

Уровень развития лидерских качеств

2018/2019

уч. год

2019/2020

уч. год

2020/2021

уч. год

Низкий

3

10%

12

45%

9

34%

Средний

23

77%

15

55%

16

59%

Высокий

4

13%

0

0%

2

7%

 

В группе ДОБШ-17 наблюдалось неравномерное развитие лидерских качеств. К концу инновационного проекта учащиеся показали следующие результаты: 7% испытуемых имеют высокий уровень развития лидерских качеств, 59% - средний уровень, 34% - низкий уровень. Можно отметить, что большинство испытуемых обладают потенциалом для дальнейшего развития и использования лидерских качеств в своей работе.

 

Таблица 21 - Уровень развития лидерских качеств учащихся группы ДОСШ-19.

Уровень развития лидерских качеств

2019/2020

уч. год

2020/2021

уч. год

Низкий

12

44%

11

41%

Средний

14

52%

13

48%

Высокий

1

4%

3

11%

 

Анализ результатов группы ДОСШ-19 показывает рост количества испытуемых с высоким уровнем развития лидерских качеств, который составил 11%. Необходимо отметить, что большинство учащихся имеют средний уровень развития лидерских качеств – 48%.

Таблица 22 - Уровень развития лидерских качеств учащихся двух групп.

Уровень развития лидерских качеств

ДОСШ-19

ДОБШ-17

Низкий

11

41%

9

34%

Средний

13

48%

16

59%

Высокий

3

11%

2

7%

 

На основании проведенной диагностики, которая использовалась для изучения уровня развития у учащихся лидерских качеств, получены следующие результаты, которые представлены на диаграмме 8.

 10

Диаграмма 8 - Уровень развития лидерских качеств.

Количественный анализ результатов изучения уровня развития лидерских качеств у учащихся группы ДОБШ-17 показал наибольшее количество учащихся сосредним уровнем лидерских качеств – 59%, в группе ДОСШ-19 – 48%.  В группе ДОСШ-19 количество учащихся с высоким уровнем развития лидерских характеристик выше на 4% и составляет 11%. В целом наблюдается развитие активности, инициативности в обеих группах.

В коммуникативном критерии изучался уровень коммуникативных склонностей учащихся с применением методики оценки коммуникативных и организаторских способностей личности Синявского В., Федоришина Б. А.

 

Таблица 23 - Уровень развития коммуникативных способностей учащихся группы ДОБШ-17

Уровень развития коммуникативных способностей

2018/ 2019 уч. год

2019/2020 уч. год

2020/2021 уч. год

Низкий

0

0%

0

0

0

0

Ниже среднего

4

13%

2

7%

2

7%

Средний

6

20%

4

15%

5

18%

Выше среднего

8

27%

9

33%

0

0%

Высокий

12

40%

12

45%

20

75%

Количественный анализ результатов группы ДОБШ-17 позволяет увидеть рост на 35% количества учащихся с высоким уровнем коммуникативных способностей, который составляет в 2020/2021 учебном году  75%. Кроме того, можно отметить снижение на 6% количества учащихся с уровнем ниже среднего и средним уровнем. Все это говорит о положительной динамике в развитии данных способностей.

 

Таблица 24 - Уровень развития коммуникативных способностей учащихся группы ДОСШ-19

Уровень развития коммуникативных способностей

2019/2020 уч. год

2020/2021 уч. год

Низкий

5

19%

0

0

Ниже среднего

5

19%

3

11%

Средний

6

22%

6

22%

Выше среднего

3

11%

0

0%

Высокий

8

29%

18

67%

 

В группе ДОСШ-19 также наблюдается увеличение на 38% учащихся с высоким уровнем коммуникативных навыков. Снижение количества испытуемых с низким уровнем до 0%.

 

Таблица 25 - Уровень развития коммуникативных способностей учащихся двух групп.

Уровень развития коммуникативных способностей

ДОСШ-19

ДОБШ-17

Низкий

0

0

0

0

Ниже среднего

3

11%

2

7%

Средний

6

22%

5

18%

Высокий

18

67%

20

75%

 

Результаты обработки данных и их динамика представлены на диаграмме 9.
11

Диаграмма 9- Уровень развития коммуникативных способностей учащихся.

Количественный анализ результатов групп показывает большее количество учащихся с высоким уровнем коммуникативных способностей: в группе ДОСШ-19 – 67%, ДОБШ-17 – 75%. Средний уровень показали в группе ДОСШ-19 – 22% учащихся, ДОБШ-17 – 18%.  С низким уровнем учащихся не выявлено.

Анализ результатов показал, что у учащихся двух групп к концу инновационного проекта сформированы:

- коммуникативные способности - на высоком уровне: учащиеся сформировали умения вести диалог, правильно выражать свои мысли, подобрать аргументы для доказательства своего мнения.

- организаторские способности – на высоком уровне: учащиеся способны правильно организовать не только свою собственную работу, но и работу воспитанников, разумно планировать свои действия, обладают умениями правильно распределить работу во времени, уложиться в намеченные сроки.

- готовность к педагогической деятельности – на высоком уровне: учащиеся показывают устойчивость профессиональной направленности и стремление к профессиональному росту.

- лидерские качества – на среднем уровне: учащиеся демонстрируют уверенность в своих теоретических и практических знаниях, инициативу в общении.

- способности и готовность к осуществлению предпринимательской деятельности – на среднем уровне: учащиеся обладают способностями предлагать новые идеи в педагогической деятельности, проявляют самостоятельность и инициативность в планировании и осуществлении новых разработок.

Показатель мотивации на достижение успеха у группы ДОСШ-19 на высоком уровне, ДОБШ-17 на среднем уровне.

Из приведенных выше данных видно, что за продолжительный период учащиеся активно развивали весь спектр необходимых в предпринимательской деятельности качеств и способностей, обнаружив значительный прирост по целому ряду показателей, положительную динамику по отдельным критериям. Как видно из таблиц, по результатам исследования в группах учащиеся имеют хорошую педагогическую подготовку, средний уровень мотивации достижения успеха и достаточно хорошие результаты сформированности предпринимательских способностей. В ходе проведения исследований было установлено, что учащиеся наиболее подготовлены и к профессиональной деятельности, и к использованию своих коммуникативных, организаторских и профессиональных способностей в предпринимательской сфере.

Необходимо отметить, что достижение положительной динамики по многим критериям это естественный закономерный процесс, так как учащиеся взрослеют, расширяют опыт активной учебной познавательной деятельности, расширяется и углубляется спектр изучаемых учебных дисциплин профессионального компонента, учащиеся приобретают опыт новых видов педагогической деятельности на практике.

Вместе с тем, данные показывают, что положительная динамика – это результат целенаправленной системной работы педагогического коллектива по достижению учащимися полученных результатов по формированию предпринимательской компетентности учащихся, которые требовали управленческих и педагогических усилий для оптимального достижения планируемых результатов.

Выводы:

        • Итоговое диагностическое исследование показало, что группа ДОБШ-17 и ДОСШ-19 продемонстрировали средний и высокий уровни по изучаемым критериям предпринимательских компетентностей.
        • Результаты диагностического исследования показывают, что учащиеся обеих групп демонстрируют стабильную положительную динамику по всем критериям предпринимательских компетентностей по отношению к результатам начального диагностического исследования.
        • По итогам диагностики учащиеся продемонстрировали высокий уровень достижений, связанный с коммуникативными и организаторскими способностями и готовностью осуществлять педагогическую деятельность.
        • По итогам диагностики выявлено незначительное количество учащихся, не достигших среднего уровня развития предпринимательских склонностей (18% - в группе ДОСШ-19, 8% - в группе ДОБШ-17), лидерских качеств (41% -в группе ДОСШ-19, 34% - в группе ДОБШ-17), организаторских способностей (26% - в группе ДОСШ-19, 15% - в группе ДОБШ-17).
        • Результаты исследования показывают, что большей динамики получилось достичь в группе ДОБШ-17 по многим критериям предпринимательских компетенций в связи с более длительным сроком пребывания в инновационном проекте.

 

Публикации о ходе реализации ИД 

Мулерова, И. К. Правовые аспекты формирования предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования в колледжах // И.К.Мулерова, Н.А. Ярошева / Государство и право: актуальные проблемы формирования правового сознания : сборник статей II Международной научно-практической конференции, 30 ноября 2018 г., г. Могилев / под ред. Н. В. Пантелеевой. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2019. – 344 с.

Евменчик, И. В. Диагностика предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольных учреждений // И.В.Евменчик, А.В.Балтушко / «GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2019: CENTRAL ASIA» атты VI Халықар. ғыл.-тәж. конф. материалдары (ІX ТОМ)/ Құраст.: Е. Ешім, Е. Абиев т.б.– Нур-Султан, 2019 – С. 267-271.

Евменчик, И. В. Формирование предпринимательской компетентности учащихся социально-гуманитарного колледжа // Интеграция науки, образования и бизнеса – пути развития высшего образования XXI века. Сборник научных трудов по материалам II практической конференции (Унеча-Тверь, 19 ноября 2019 года), Выпуск 2, 2020 / И.В.Евменчик, А.В.Балтушко  - [Электронный ресурс]: электронный сборник статей, 2019 – С.10-16.

Бальцевич, В. С. К вопросу о средствах формирования основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста / В. С. Бальцевич // Наука и образование в современном мире : вызовы ХХI века : материалы III Международной научно-практической конференции, Нур-Султан, 10-12 июля 2019 г. / Құраст. : Е. Ешім, Е. Абиевт.б. – Нур-Султан, 2019. – С. 368-371.

Ракутова, И. В. Проектная деятельность как средство формирования психологических компетенций будущих воспитателей / И. В. Ракутова // Методологическая культура выпускника специальностей педагогического профиля как фактор его профессионального становления на современном этапе образования [Электронный ресурс]: материалы Х научно-практической Интернет-конференция с международным участием (Тольятти, 1-25 декабря 2019 года). – Режим доступа: http // wiki.tgl.net.ru http://wiki.tgl.net.ru/images/2019.doc. – Дата доступа : 25.12.2019.

Надточеева, О. Н. Роль индивидуальных занятий по развитию творческих способностей в формировании творческой личности будущего воспитателя / О. Н. Надточеева // Среднее специальное педагогическое образование : традиции и инновации : III Педагогические чтения с международным участием, 11 октября 2019 г., г. Минск / [редакционный совет : М. И. Ахрамович (председатель) и др.] – С. 188-190.

Клочкова А.М. «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий мультипликацией» // «Современное образование: мировые тенденции и региональные аспекты» : сборник статей V Международной научно-практической конференции  (6 ноября 2019 года, г. Могилев) / А.М.Клочкова, редкол. : М.М.Жудро и др; под общ. ред. Т.И.Когачевской. – МГОИРО, 2019 -  С.97-98.

Ракутова, И. В. Формирование профессиональных компетенций будущих воспитателей посредством проектной и исследовательской деятельности / И. В. Ракутова // Материалы Международной научно-исследовательской конференции преподавателей и обучающихся «Ломоносовские чтения – 2020» под редакцией А. В. Боевой, г. Старый Оскол : СТИ НИТУ «МИСиС», 2020. – I том,  С. 291-293.

Ракутова, И. В. История колледжа в лицах: далёкие и близкие / И. В. Ракутова // Наставничество  как  эффективный  инструмент  развития  будущего специалиста  (к  80-летию  профессионально-технического  образования  /  Сборник статей  по  итогам  круглого  стола  24.09.2020  –  Орел:  б/и :  БПОУ  ОО  Мезенский педагогический колледж» (методический кабинет), 2020. – С. 98-99.

Куцепалова, С. И. Направления работы наставничества в социально-гуманитарном колледже / С. И. Куцепалова // Наставничество  как  эффективный  инструмент  развития  будущего специалиста  (к  80-летию  профессионально-технического  образования  /  Сборник статей  по  итогам  круглого  стола  24.09.2020  –  Орел:  б/и :  БПОУ  ОО  Мезенский педагогический колледж» (методический кабинет), 2020. – С. 77-79.

Евменчик, И.В. Будучыя выхавальнікі з прадпрынямальніцкай жылкай //Настаўніцкая газета / 29 кастрычніка, 2020 (информация).

Евменчик, И.В. Инновационная деятельность социально-гуманитарного колледжа учреждения образования «Могилевский государственный университет имени А.А.Кулешова» /И.В.Евменчик // Материалы Международной научно-исследовательской конференции преподавателей и обучающихся «Ломоносовские чтения – 2020» под редакцией А.В. Боевой,
г. Старый Оскол: СТИ НИТУ «МИСиС», 2020 – II том, - C. 59-62. 

Кравец, Е.В. Предпринимательская компетенция – необходимое условие профессионализма будущих воспитателей дошкольного образования / Е.В.Кравец, И.В.Евменчик // Наукова діяльність як шлях формування професійних компетентностей майбутнього фахівця (НПК-2020) : матеріали Міжнародної науково-практичної конференції, 4 грудня 2020 р., м. Суми. – Суми : ФОП Цьома С.П., 2020. – С.24-26.

Евменчик И.В. Роль индивидуальных заданий по педагогической практике в формировании профессиональных компетенций будущих педагогов дошкольного образования /И.В.Евменчик, А.Н.Чернявская // II Международной заочной научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» (в печати).

Кравец, Е.В. Опыт участия учащихся социально-гуманитарного колледжа в движении профессионального мастерства «WORLDSKILLS BELARUS» / Е.В,Кравец, И.В.Евменчик // II Международной заочной научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» (в печати) (диплом I степени).

Балтушко, А. В. Инновационный проект социально-гуманитарного колледжа / А. В. Балтушко // Молодая наука – 2020: региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области : материалы конференции / под ред. О. А. Лавшук, Н. В. Маковской. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. – С. 172. (научный руководитель –И.В.Евменчик).

 

Публикации учащихся:

 

Мороз Н.С. Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у дошкольников// Молодая наука-2019: региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области: материалы конференции / Н.С.Мороз, под ред. О.А.Лавшук. – Могилев :МГУ имени А.А.Кулешова, 2019. – С.160(научный руководитель –В.С.Бальцевич).

Хмелевсккая Я.В. Развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционные техники рисования// Молодая наука-2019: региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области: материалы конференции / Я.В.Хмелевская, под ред. О.А.Лавшук. – Могилев :МГУ имени А.А.Кулешова, 2019. – С.179 (научный руководитель –О.Н.Надточеева).

Ахмаева О.А. Стар профессионального становления// Старт в науку: материалы студентов и учащихся, Орша, 23 мая 2019 г. : 2 т. // О.А.Ахмаева, сост. : Е.А. Чикованова, Е.В. Дернова.– Витебск : ВГУ имени П.М.Машерова, 2019. -Т.2. – С.65(научный руководитель – Евменчик И.В.).

Ахмаева О. А. Сравнительный анализ уровня предпринимательской компетентности будущих педагогов дошкольного образования // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / О.А.Ахмаева – Орел: б/и, 2020. – С.566-570 (научный руководитель – Евменчик И.В., Балтушко А.В.) – грамота 1 место

Баерова Д. В. Влияние современных мультфильмов на психическое развитие детей дошкольного возраста // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Д.В., Баерова – Орел: б/и, 2020. – С.570-575 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 1 место

Добрикова Е. В. Психолого-педагогические аспекты использования сказки в работе с детьми дошкольного возраста // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Е.В.Добрикова – Орел: б/и, 2020. – С.599-603(научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место

Гончарова В. А. Мультфильмы как средство воспитания детей дошкольного возраста. Практический аспект // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / В.А.Гончарова – Орел: б/и, 2020. – С.596-599 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место

Гончарова А. В. Влияние цвета на психическое развитие детей дошкольного возраста // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / А.В.Гончарова – Орел: б/и, 2020. – С.592-596(научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место

Донцова А. А. Особенности развития самосознания детей дошкольного возраста // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / А.А.Донцова – Орел: б/и, 2020. – С.603-608(научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место

Миткович Д. А. Влияние современных игрушек на психику ребенка-дошкольника // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Д.А.Миткович – Орел: б/и, 2020. – С.625-630(научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 2 место

Моргунова Т. О. Роль воображения в работе воспитателя детского сада // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Т.О.Могунова – Орел: б/и, 2020. – С.630-633 (научный руководитель – Ракутова И.В.) – грамота 3 место

Мурадова З.Р. Особенности организации художественного восприятия изобразительного искусства детьми дошкольного возраста // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / З.Р.Мурадова – Орел: б/и, 2020. – С.633-636 (научный руководитель – Надточеева О.Н.) – грамота  3 место

Степовая Е. Н. Прогулка как форма эколого-оздоровительного воспитания детей дошкольного возраста // Сборник статей по итогам международной студенческой научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» 06 декабря 2019 года / Е.Н.Степовая – Орел: б/и, 2020. – С.645-649 (научный руководитель – Бальцевич В.С.)

Мурашко, Э. А. Возможности использования конструктора Lego Education Wedo в работе с детьми дошкольного возраста / Э. А. Мурашко // Молодая наука – 2020 : региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области : материалы конференции / под ред. О. А. Лавшук, Н. В. Маковской. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2020. – С. 198–199.

Сивакова А.Н. Использование графических материалов и техник в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста / А.Н.Сивакова // Старт в науку: сборник материалов V Международной научно-практической конференции учащихся и студентов (Орша, 2021 г.). – Орша, 2021. Научный руководитель – О.Н.Надточеева

Пожарицкая, А.А. Влияние платных образовательных услуг на физическое развитие детей дошкольного возраста / А.А.Пажарицкая // Старт в науку: сборник материалов V Международной научно-практической конференции учащихся и студентов (Орша, 2021 г.). – Орша, 2021. Научный руководитель – И.В.Евменчик.

Алексеева, А.Л. Профессиональные компетенции учащихся по оказанию платных услуг в учреждениях дошкольного образования // А.Л. Алексеева, А.А. Шаститко /Старт в науку: сборник материалов V Международной научно-практической конференции учащихся и студентов (Орша, 2021 г.). – Орша, 2021. Научный руководитель – И.В.Евменчик.

Алексеева, А.Л. Предпринимательские компетентности учащихся социально-гуманитарного колледжа // А.Л.Алексеева/ Молодая наука – 2021 : региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области : материалы конференции / под ред. О. А. Лавшук, Н. В. Маковской. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. –Научный руководитель – И.В.Евменчик.

Шаститко, А.А. Международное сотрудничество колледжей Беларуси и России // А.А.Шаститко / Молодая наука – 2021 : региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области : материалы конференции / под ред. О. А. Лавшук, Н. В. Маковской. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. Научный руководитель – И.В.Евменчик.

Карпович Е. Мультипликация как средство развития связной речи дошкольников // Е. Карпович / Молодая наука – 2021 : региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области : материалы конференции / под ред. О. А. Лавшук, Н. В. Маковской. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. Научный руководитель – А.М.Клочкова

Сивакова А.Н. Роль графических материалов в развитии изобразительной деятельности старших дошкольников // А.Н. Сивакова / Молодая наука – 2021 : региональная научно-практическая конференция студентов и аспирантов вузов Могилевской области : материалы конференции / под ред. О. А. Лавшук, Н. В. Маковской. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2021. Научный руководитель – О.Н.Надточеева

Гончаренок Ю.О. Использование моделирования в экологическом образовании детей дошкольного возраста // II Международной заочной научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» (в печати) – диплом III степени (научный руководитель – Бальцевич В.С.)

Аксёнова А.С., Романова Л.А. Метафорические ассоциативные карты как средство психодиагностики воображения дошкольников // II Международной заочной научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» (в печати) – (научный руководитель – Ракутова И.В.) – диплом II степени

Сивакова А.Н. Роль графических материалов в развитии изобразительной деятельности старших дошкольников // II Международной заочной научно-практической конференции «Студенческая наука: взгляд молодых» (в печати) – (научный руководитель – Надточеева О.Н.) – диплом III степени.

Новикова К.Д. Использование образовательной робототехники в образовательном процессе учреждения дошкольного образования / К.Д Новикова // Межрегиональная c международным участием научно-практическая конференция «Теория и практика актуальных исследований: ступени познания» (Промышленно-экономический колледж ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-технологический университет», г. Орехово-Зуево, 15 апреля 2021 г.)  (научный руководитель – Бальцевич В.С.).

 

MoodleВконтактеИнстаграмЭлектронные обращения