Школа Активного Гражданина - СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ КОЛЛЕДЖ

Программа "ШАГ"

Концепция "ШАГ"

В соответствии с Инструктивно-методическим письмом Министерства образования Республики Беларусь «Особенности организации воспитательной, идеологической и социальной работы в учреждениях общего среднего образования в 2018/2019 учебном году» каждый четвертый четверг месяца для учащихся IX-XI классов будет организован единый день информирования под общим девизом «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – с приглашением государственных и общественных деятелей, представителей органов государственного управления, депутатов, медийных персон. В течение учебного года каждое учреждение образования осуществит девять тематических ШАГов. Каждый ШАГ предполагает последовательное формирование знаний, умений, личностных качеств, убеждений, лежащих в основе гражданской компетентности.

В «Школе Активного Гражданина» формируется готовность учащихся в будущем участвовать в общественно-политической жизни страны, выполняя гражданские роли (избирателя, законопослушного гражданина, члена общественных организаций и т.д.), готовность самостоятельно принимать решения в сфере государственно-общественных отношений, нести ответственность за принятые решения и их последствия. Основная задача – расширение знаний учащихся о политических и социально-экономических событиях в Республике Беларусь, развитие умений анализировать информацию о социальных явлениях и процессах, вести дискуссию по проблемам развития современного общества.

Информационную поддержку данного мероприятия осуществляет Республиканское унитарное предприятие «Белорусское телеграфное агентство» (БелТА).

Структуру мероприятия составляют три взаимосвязанных содержательных блока:

ШАГ 1. «МЫ УЗНАЁМ». Целевая установка – информировать учащихся.

ШАГ 2. «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ». Целевая установка – развивать критическое мышление, умение анализировать полученную информацию, формулировать и высказывать собственные суждения по вопросам развития гражданского общества.

ШАГ 3. «МЫ ДЕЙСТВУЕМ». Целевая установка – формировать рефлексивные умения, понимание взаимосвязи между личной гражданской инициативностью и благополучием страны (компетенция социального действия).

Информационные материалы для мероприятий проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина», 27.01.2022.

Тема: «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

Информационный блок «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь».

Конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира, согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями. Обращаясь к верующим, Глава государства Александр Лукашенко отметил: «Самым главным достоянием и достижением является то, что мы сохранили мир и покой на нашей земле. Мир межконфессиональный и мир межнациональный. Это то, чем гордится любое государство. И, прежде всего, наша Беларусь».

Для белорусского общества характерны веротерпимость и отсутствие конфликтов на религиозной почве. На поддержание мирного сосуществования религиозных общностей направлены и политика государства, и деятельность самих религиозных организаций.

Законодательство страны обеспечивает и гарантирует права каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности, на свободу объединения в религиозные организации.

Государственные органы в Беларуси на всех уровнях поддерживают инициативы религиозных организаций, направленные на обеспечение диалога между конфессиями на основе уважения к правам человека и религиозной терпимости. В то же время ведется работа по предотвращению деятельности деструктивных религиозных организаций.

Действующее законодательство Республики Беларусь создает правовое поле, в котором религиозные организации могут полноценно действовать и развиваться, а гражданам гарантируются их конституционные права на свободу совести и вероисповедания.

Конституция страны и Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» устанавливают равенство всех религий и вероисповеданий перед законом.

В соответствии со статьей 31 Конституции Республики Беларусь каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом.

Статья 4 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» гарантирует право каждого на свободу выбора атеистических или религиозных убеждений, а именно: самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Кроме этого, в соответствии со статьей 5 указанного Закона каждый имеет право свободно выбирать, иметь, менять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом. При этом никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

В соответствии с частью 3 статьи 16 Конституции Республики Беларусь запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности.

Государство не вмешивается в вопросы частного исповедания той или иной религии, а контроль за деятельностью религиозных организаций ограничивается сферой выполнения ими законодательства республики без вмешательства во внутренние дела конфессий.

В Беларуси действуют 3 563 зарегистрированные в установленном законодательством порядке религиозные организации, 25 конфессий и направлений, в том числе 174 организации, имеющие общеконфессиональное значение (религиозные объединения, монастыри, миссии, братства, сестричества, духовные учебные заведения), и 3 389 общин (православные, римско-католические, христиан веры евангельской, евангельских христиан баптистов, адвентистов седьмого дня, лютеранские, иудейские, мусульманские, общины других религиозных направлений).

Ведущее место в религиозной жизни страны занимает Белорусская православная церковь, которая объединяет 15 епархий, 1 709 общин, 6 духовных учебных заведений, 35 монастырей, 15 братств, 10 сестричеств, одну миссию.

В составе Римско-католической церкви в Беларуси 4 епархии, 498 общин, 6 духовных учебных заведений, 11 миссий и 9 монастырей.

Протестантские религиозные организации представлены 1 038 религиозными общинами, 21 объединением, 22 миссиями и 5 духовными учебными заведениями 13 религиозных направлений. Наиболее многочисленными среди протестантских направлений являются объединения христиан веры евангельской (524 общины), евангельских христиан баптистов (281 община), адвентистов седьмого дня (73 общины).

В трех иудейских религиозных объединениях насчитываются 53 религиозные общины, они располагают 9 культовыми зданиями, одним духовным учебным заведением.

В Беларуси действуют 24 мусульманские религиозные общины, которые располагают 9 культовыми зданиями, в том числе Соборной мечетью в Минске. Ее официальное открытие состоялось 11 ноября 2016 года с участием Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и Президента Турции Р.Т. Эрдогана.

В 2015 году зарегистрирована буддистская община в Минске «Шен Чен Линг» традиции Бон.

С 2008 года при Уполномоченном по делам религий и национальностей действует Консультативный межконфессиональный совет, деятельность которого нацелена на развитие межконфессионального диалога, сохранение традиций толерантности, активизацию взаимодействия органов государственного управления с религиозными организациями в решении социально значимых вопросов.

Президент Беларуси Александр Лукашенко уделяет пристальное внимание вопросам деятельности религиозных организаций. Традиционно проводятся встречи Главы государства с членами Синода Белорусской православной церкви и руководством Римско-католической церкви в Беларуси.

Выступая на встрече с членами Священного синода Русской православной церкви и Синода Белорусской православной церкви, Глава государства отметил, что на пути сопротивления разрушительным тенденциям современности у государства и православной церкви много точек соприкосновения. Важнейшие из них – укрепление христианских жизненных ориентиров, межнационального мира, межконфессионального диалога и добрососедства всех религий.

«Защита института семьи, почитание родителей, любовь к людям, воспитание патриотизма, уважение к истории, языку и культуре, честный труд – это базовые ценности, присущие православию и католичеству, иудаизму и исламу, – отметил Глава государства. – Поэтому согласие между представителями традиционных религий является незыблемой основой жизни в нашей стране».

Объединяясь в духовных и нравственных ориентирах, государство и конфессии показывают образец высокоорганизованного общества. «Наше единство – лучшая защита от внешних и внутренних угроз. Убежден: совместными усилиями нам удастся найти новые верные решения по преодолению всех вызовов современности», – подчеркнул Президент.

Беларусь славится своим культурным наследием, которое напрямую связано с религиозной жизнью. К нему относятся церкви, монастыри, костелы, а также синагоги, мечети и деревянные храмы староверов.

Небольшое местечко Ивье Гродненской области можно назвать символом традиционной белорусской мультиконфессиональности и толерантности. Издавна здесь соседствовали католики, евреи, мусульмане и православные. В 2012 году на центральной площади города установили монумент «В честь дружбы и единства четырех конфессий Ивьевщины». Он представляет собой четыре стелы, украшенные полукруглыми арками. Памятник может послужить и своеобразным указателем: каждая из стел повернута в сторону главного культового сооружения указанной религии. Представители четырех религий живут в городе как добрые соседи, памятник конфессиям призван подчеркнуть возможность свободного вероисповедания и мирного сосуществования людей.

На территории республики уцелели культовые сооружения всех основных конфессий.

Спасо-Евфросиниевский монастырь – центр белорусского православия и духовности. Город Полоцк, один из самых древних на территории Беларуси, знаменит еще и деятельностью святой Евфросинии Полоцкой.

Национальный санктуарий Матери Божьей Будславской – католический храм в агрогородке Будслав Мядельского района Минской области; памятник архитектуры и истории.

Большая Хоральная синагога г. Гродно – одна из старейших синагог в Европе.

Ивьевская мечеть – уникальный памятник истории ислама на территории Беларуси, где проводят свои обряды в основном местные татары, но также готовы принимать гостей из других городов и стран; единственная мечеть, продолжавшая действовать в Беларуси в советское время.

Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь – православный монастырь XVI века, одно из самых знаменитых культовых мест в Беларуси.

Беларусь знаменита своими религиозными памятниками, многие из которых представляют собой уникальные объекты архитектуры. Среди таких выделяются Мурованка, Сынковичская церковь Святого Михаила, костел Святого Иоанна Крестителя в Камаях, Троицкий костел в Гервятах, Троицкий костел в местечке Видзы и многие другие.

https://president.gov.by/ru/belarus/society/mezhnacionalnye-otnoshenija

https://president.gov.by/ru/belarus/society/religia

https://belarus21.by/Articles/1439296790

Информационный блок «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения».

Освящение закладного камня храма-памятника в честь Всех Святых в Минске состоялось 4 июня 1991 года. Его совершил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в ходе первого Патриаршего визита в Беларусь.

В марте 1996 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал представленный макет святыни такими словами: «Поддерживая идею строительства Храма-памятника безвинно ушедшим из жизни, думаю, что лучшей памятью для них станет участие государства в строительстве Храма». Свое обещание Глава государства сдержал полностью. И теперь величественное строение Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, не только украшает столицу, но и заслуженно пользуется весомым авторитетом известного в стране и за ее пределами духовного и культурного центра.

При участии Президента Республики Беларусь и митрополита Минского и Слуцкого Филарета (Вахромеева), Патриаршего экзарха Всея Беларуси, 14 октября 1996 года в основание храма-памятника заложена капсула с памятной грамотой с воззванием к потомкам.

Летом 2006 года началось строительство храма. Во время своего последнего визита в Беларусь (25 октября 2008 года) Святейший Патриарх Алексий II, находясь перед храмом, предложил дать ему новое название, отвечающее глубокому смыслу мемориала: «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших».

В ходе Первосвятительского визита в Минск Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 14 октября 2012 года возглавил церемонию открытия памятника Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (автор идеи – отец Федор Повный, скульптор Владимир Слободчиков, архитектор Игорь Морозов), установленного у входа в церковь. Здесь же 2-6 июня 2014 года состоялся IV Европейский православно-католический форум, в котором участвовали представители 22 стран.

Торжественное мероприятие «Молитва за Беларусь», на которое собрались верующие разных конфессий, мирно живущие на белорусской земле, впервые состоялось на ступенях храма 2 октября 2015 года. Прошла церемония закладки в крипту храма капсул с землей, привезенной с захоронений Второй мировой войны из Германии, Австрии, Польши, Венгрии, Чехии, Словакии и Италии.

Стоит вспомнить, что в годы войны попали в плен 336,6 тыс. жителей Беларуси. Вернулись на Родину 103 053 белоруса и около 15 тыс. представителей других национальностей, в плену погибли 218 547 человек.

Крипта (нижняя алтарная часть храма) – уникальный объект, задуманный как подлинная национальная святыня. Аналогов ей в мире нет. Здесь собрана земля с полей великих исторических сражений в защиту Отечества, а также с мест захоронений мирных жителей, ставших жертвами военных кампаний, репрессий, техногенных катастроф. Двери крипты украшены шестью барельефами «Слёзы Беларуси», каждый из которых изображает одно из мест славы и скорби белорусского народа: Грюнвальд, Сморгонь, Соловки, Хатынь, Тростенец, Чернобыль. В стенах крипты размещены 504 ониксовые ниши, которые постоянно заполняются.

Справочно:

Первую капсулу в крипте заложили в 2013 году. В ней были фрагменты обшивки атомной подводной лодки «Курск», трагически затонувшей в 2000 году. Тридцать девять капсул с землей с мест погребения воинов-белорусов, погибших вдали от Родины, заложены волонтерами «Доброе сердце» в 2015-м. Храм-памятник уже является местом, куда приходят военнослужащие, суворовцы и кадеты, воспитанники военных училищ для принесения присяги и совершения благодарственных молебнов. В крипте открыты мемориальные доски: погибшим во время трагедии на станции метро Октябрьская в 2011 году (2012), об увековечении памяти погибших в Афганистане (2014), в память о жертвах катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (2016).

Храм-памятник – уникальный образец отношения к памяти Отечества, своеобразный научно-методический центр комплексной музейной практики. Открылась уникальная тематическая экспозиция «Музей памяти». Она рассказывает о потерях в ходе событий военной истории Беларуси, показывает их хронологию. Благодаря современному художественному решению у зрителей включается эмоциональное восприятие. В музейный оборот введены сотни исторических раритетов. Впечатляют виртуозно исполненные диорамы-миниатюры на исторические сюжеты с батальными сценами разных эпох, новейшие технологические решения, на которые непременно стоит обратить внимание. Сердцем музея станет электронная база данных погибших на белорусской земле солдат и офицеров, уроженцев Беларуси, призванных с территории нашей страны, погибших в разные исторические периоды, начиная с Отечественной войны 1812 года и до афганского военного конфликта 1979-1989 годов. В банк данных «Книга памяти» Республики Беларусь на конец 2019 года включены 834 619 имен уроженцев Беларуси, погибших и пропавших без вести в годы войн, а также данные о 433 485 воинских захоронениях и захоронениях жертв войн различных исторических периодов. На белорусской земле немецкие захватчики сожгли, разрушили и разграбили 209 из 270 городов и районных центров (причём Минск, Гомель, Витебск были разрушены на 80-90 %) и 9 200 деревень.

Настоятель Всехсвятского храма протоиерей Федор Повный отметил: «Храм-памятник не только украшает Минск, но и он являет пример мужества и стойкости предков, воспитывает культуру памяти следующих поколений. Здесь каждый может помолиться своему небесному покровителю и поблагодарить его за заступничество. Выстоит тот народ, который чтит память своих героев, помнит род свой и почитает Бога. Эта ключевая идея концепции храма-памятника, консолидация усилий Белорусской православной церкви и государства в достижении мира в стране и единства общества. Проявляем почтение к воинским захоронениям, незаживающим ранам нашей земли».

https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf

https://www.sb.by/articles/otsyuda-iskhodit-molitva-za-budushchee.html

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ»

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в январе 2022 года

Дата проведения 27.01.2022.

Тема: «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.

Указанные материалы размещены на национальном образовательном портале http://www.ripo.unibel.by// Главная / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / ШАГ 27.01.2022 «Гордость за Беларусь. Мир межконфессиональный, мир межнациональный» (о приоритетах конфессиональной политики Республики Беларусь).

В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуем использовать: учебное издание: пособие «Гордость за Беларусь» (Глава 7. Этноконфессиональная сфера). Электронная версия данного учебного издания размещена на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания / Учебно-методические пособия)видеоролик «Храм-памятник в честь Всех Святых | Легендарная крипта и Музей памяти» https://www.youtube.com/watch?v=_EdOMWoUtMo

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков:

«Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь»;

«Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения».

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

Блок «Приоритеты конфессиональной политики Республики Беларусь».

Конфессиональная политика Республики Беларусь направлена на поддержание и укрепление межконфессионального мира, согласия в белорусском обществе, развитие взаимодействия с исторически традиционными конфессиями. Обращаясь к верующим, Глава государства Александр Лукашенко отметил: «Самым главным достоянием и достижением является то, что мы сохранили мир и покой на нашей земле. Мир межконфессиональный и мир межнациональный. Это то, чем гордится любое государство. И, прежде всего, наша Беларусь».

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на встрече с духовенством в Свято-Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре отметил: «Мы не должны допустить, чтобы в нашей стране, мирной, спокойной, где существуют и мирно уживаются основные, главные конфессии, были порушены наши святыни и наша вера». 

https://www.belta.by/president/view/lukashenko-my-dolzhny-sdelat-vse-chtoby-sohranit-v-belarusi-mezhkonfessionalnyj-mir-447628-2021/

Вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, на что направлена конфессиональная политика нашего государства?
  • Какие конфессии в Беларуси являются исторически традиционными? Какую роль они сыграли в истории Беларуси? Аргументируйте свой ответ.
  • Что предпринимается в нашей стране для поддержания межконфессиональной стабильности?
  • Что вы знаете о мировых религиях?
  • В чем уникальность религиозной ситуации в нашей стране?
  • Как вы думаете, что должно лежать в основе межнациональных отношений?
  • Как, по-вашему, связаны такие понятия, как «толерантность» и «межнациональные отношения»?
  • Можно ли сказать, что город Ивье в Гродненской области стал символом белорусской религиозной толерантности? Обоснуйте своё мнение.
  • Насколько актуальны сегодня, с вашей точки зрения, слова английского писателя Герберта Уэллса «Наша истинная национальность – человек»?
  • Как вы считаете, какие условия, созданные в нашей стране, способствуют сохранению согласия в белорусском обществе?

-Как вы понимаете слова Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко: «Политика межнационального и межконфессионального мира – бренд Беларуси»?

В фокусе обсуждения: независимая Беларусь, конфессиональная политика Республики Беларусь; толерантность, гуманные отношения между людьми независимо от их национальности; межнациональные и межконфессиональные отношения; национальное самосознание, миропонимание, мир на земле; веротерпимость и отсутствие конфликтов на религиозной почве; деятельность религиозных организаций; право на свободу совести и свободу вероисповедания, на социальную справедливость, равенство, защиту прав и интересов независимо от отношения к религии и религиозной принадлежности; диалог между конфессиями на основе уважения к правам человека и религиозной терпимости; конституционные права на свободу совести и вероисповедания; межнациональный мир, межконфессиональный диалог и добрососедство всех религий.

Блок «Храм-памятник в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, – место духовного единения».

В марте 1996 года Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подписал представленный макет святыни такими словами: «Поддерживая идею строительства Храма-памятника безвинно ушедшим из жизни, думаю, что лучшей памятью для них станет участие государства в строительстве Храма». Свое обещание Глава государства сдержал полностью. И теперь величественное строение Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, не только украшает столицу, но и заслуженно пользуется весомым авторитетом известного в стране и за ее пределами духовного и культурного центра.

Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко в своем выступлении отметил: «Мы ценим мир и призываем все народы к дружбе и сотрудничеству. И в этой миссии наше государство, белорусский народ, наша церковь всегда были едины. Храм – ровесник нашей независимой, суверенной Беларуси. Он будет всегда символизировать наш суверенитет».

https://adu.by/images/2021/01/gordost-za-Belarus-posobie.pdf

Вопросы для обсуждения:

  • Расскажите, что вы знаете о Храме-памятнике в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших?
  • В чем заключается ключевая идея концепции Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших?
  • Как вы думаете, в чем уникальность крипты храма? Аргументируйте свой ответ.
  • Что значит для вас понятие историческая память? Зачем она необходима человеку, народу? Аргументируйте свой ответ.
  • Если кто-нибудь из вас посещал экспозицию «Музей памяти» Храма-памятника в честь Всех Святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, поделитесь своими впечатлениями.
  • Расскажите о культовых зданиях религиозных организаций, находящихся в вашем регионе, которые относятся к историческим памятникам.

В фокусе обсуждения: традиции, патриотизм, духовные ценности; историческая и культурная память; сохранение историко-культурного наследия; пример мужества и стойкости предков; милосердие и гуманизм, миролюбие, взаимопонимание; благотворительные инициативы, национальные святыни.

В ходе реализации ШАГа 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ» ведущий подводит итоги.

- Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

Толерантность в аспекте межнационального единства, принятия, понимания – понятие сложное, однако весьма актуальное в наше время. Толерантности нужно учиться, потому что только это знание спасет людей от жестокости, от такого состояния, которое разрушительно во всех смыслах. Нужно вовремя попытаться понять другого человека, все то, что ему дорого. Необходимо учиться принимать другого со всеми его особенностями. Другого пути просто нет. А кроме того, приняв другого, мы становимся богаче сами, намного богаче… Если вдуматься, толерантное отношение к другому – это путь удивительных открытий для самого себя. Путь подлинного духовного роста и развития каждого человека на планете Земля.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся принять участие:

в разработке цикла музейных образовательных программ «Познаем народы Беларуси и мира – познаем себя», музейных уроков «Культура и быт народов Беларуси», «Традиции и обычаи народов Беларуси» для разных возрастных групп учащихся, направленных на раскрытие многообразия национальных культур, на формирование у подростков и молодежи уважения к традициям, обычаям и культуре различных национальностей;

в создании тематических маршрутов, экскурсионных программ по святыням православной культуры и проведение виртуальных экскурсий по уникальным объектам культовой архитектуры и памятникам историко-культурного наследия Республики Беларусь (согласно Программе сотрудничества между Министерством образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью на 2020-2025 годы);

в организации серии образовательных, культурных, спортивных мероприятий, посвященных традициям разных народов, проживающих в регионе проведения мероприятий: творческая мастерская «Куклы народов Беларуси»; спортивный праздник «Игры разных народов»; квест «Культуры разных народов» (организация выполнения творческих заданий, раскрывающих многообразие и самобытность культур народов Беларуси); Рождественских и Пасхальных ярмарок и тематических выставок работ учащихся; «уроков духовности», круглых столов, семейных гостиных «Очаг тепла и доброты», «Духовное возрождение традиций в белорусской семье», «Христианское понимание семьи и брака».

Методические рекомендации по проведению мероприятий информационно-образовательного проекта «ШАГ» – «Школа Активного Гражданина» – для учащихся учреждений профессионально-технического и среднего специального образования в апреле 2022 года.

Дата проведения 28.04.2022.

Тема: «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства).

В целях визуализации данной информации инициативная группа учащихся может заранее подготовить мультимедийную презентацию, используя информационные материалы (приложение). Можно воспользоваться мультимедийной презентацией, подготовленной Национальным институтом образования.

Указанные материалы размещены на сайте http://www.ripo.unibel.by// Главная / Информационно-образовательный проект «Школа Активного Гражданина» / ШАГ 28.04. «Гордость за Беларусь. Выращено белорусами» (о развитии сельского хозяйства). В качестве информационной основы мероприятий «ШАГа» рекомендуем использовать: учебные издания: пособие «Гордость за Беларусь» (Часть 2, Глава 2. Сельское хозяйство), учебное наглядное пособие «Гордость за Беларусь» (Плакат 2). Электронные версии данных учебных изданий размещены на национальном образовательном портале (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2021/2022 учебный год / Организация воспитания);

Сельское хозяйство Беларуси. Путь к урожаю / Достояние Республики (https://ont.by/news/apk-belarusi-smotrite-novyj-dokumentalnyj-film-iz-cikla-dostoyanie-respubliki-na-ont);

БНБК: что стоит за понятием «биотехнологии»? // Будущее сельского хозяйства (нарезка 0:00 – 01:00; 1:33-1:42; 1:58-2:30; 2:42-2:48) (https://yandex.by/video/preview/?text=фильм%20онт%20БНБК&path=yandex_search&parent-reqid=1648453901795640-16734100840504231303-sas3-0718-025-sas-l7-balancer-8080-BAL-7850&from_type=vast&filmId=553312600313779292);

Презентация по географии (https://infourok.ru/prezentaciya-po-geografii-selskoe-hozyaystvo-rb-rastenievodstvo-3982644.html).

Рекомендуем для участия в мероприятиях проекта пригласить членов Совета молодых ученых при Министерстве образования Республики Беларусь (председатель Совета молодых ученых – Ермаков Алексей Игоревич, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой торгового и рекламного оборудования факультета маркетинга, менеджмента, предпринимательства Белорусского национального технического университета; телефоны для контакта: (+37517) 293-95-05, (+37517) 293-95-04.

ШАГ 1 «МЫ УЗНАЁМ».

Ведущий знакомит учащихся с содержанием информационных блоков.

ШАГ 2 «МЫ РАЗМЫШЛЯЕМ».

Ведущий организует обсуждение информации, полученной в ШАГе 1.

«Сельское хозяйство Республики Беларусь – важнейшая отрасль экономики страны»;

«За молодежью – будущее сельского хозяйства, будущее страны».

Блок «Сельское хозяйство Республики Беларусь – важнейшая отрасль экономики страны».

На республиканском семинаре-совещании о развитии села Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко подчеркнул, что «сельскохозяйственное производство уже давно вышло за рамки его рассмотрения исключительно как части экономики. Продовольствие – это политика, и внутренняя, и внешняя. Поэтому ставка на развитый аграрный сектор как на один из приоритетов развития страны еще на заре нашей независимости была верной. Теперь уже никто с этим не спорит. От состояния дел в агропромышленном комплексе во многом зависят благосостояние и социально-политическая стабильность в стране»

(https://president.gov.by/ru/events/respublikanskij-seminar-soveschanii-o-razvitii-sela-i-povyshenii-effektivnosti-agrarnoj-otrasli-18477).

Вопросы для обсуждения:

  • Какую роль играет сельское хозяйство в экономике страны?
  • Назовите формы хозяйствования в сельском хозяйстве Республики Беларусь.
  • Как вы думаете, в чем перспективность создания агрохолдингов? Назовите крупнейшие в своем регионе.
  • Какова роль фермерских хозяйств в экономике страны?
  • Как природные условия влияют на специализацию сельского хозяйства в Беларуси?
  • Какие зерновые культуры выращивают в нашей стране?
  • Как вы думаете, почему Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко назвал зерно новым золотом или нефтью?
  • Какие отрасли животноводства развиты в Беларуси и почему?
  • Какие сельскохозяйственные культуры выращиваются в вашей местности? Как вы думаете, почему был сделан выбор в их пользу?
  • Какие показатели свидетельствуют об успешном развитии сельского хозяйства Беларуси?
  • В каких областях сельского хозяйства Беларусь занимает лидирующие места в СНГ, в мире? Приведите факты.
  • Согласны ли вы с тем, что «современное сельское хозяйство – это автоматизированная система»? Аргументируйте свой ответ.
  • Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на республиканском семинаре-совещании «О развитии села и повышении эффективности аграрной отрасли» отметил, что «задача ученых – взять «под колпак технологий» все сельхозпредприятия страны». Как вы думаете, почему акцент сделан на необходимость научного подхода в аграрной сфере?
  • Чем уникальна для нашей страны деятельность Белорусской национальной биотехнологической корпорации (БНБК)?
  • Почему посевная компания для Беларуси в этом году важна как никогда?

В фокусе обсуждения: сельское хозяйство как одна из важнейших отраслей экономики Беларуси, развитие сельского хозяйства Беларуси, особенности выращивания зерновых культур, перспективы развития животноводства, автоматизация современного сельского хозяйства, ставка на науку в развитии сельскохозяйственной отрасли, роль агрокомплексов, фермерских хозяйств в развитии экономики страны, усовершенствование сельскохозяйственной техники, фестиваль-ярмарка тружеников села «Дожинки», социальное развитие села, качественно новые условия жизни в сельской местности, героизм сельских тружеников.

Блок «За молодежью – будущее сельского хозяйства, будущее страны».

Президент Республики Беларусь на встрече с активом Гомельской области отметил, что «без деревни, без земли, без сельского хозяйства – не прожить».

В наших силах возродить заброшенные поля, вернуть нашей земле плодородие и силу. Для этого требуются образованные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться на этой земле люди. На свете много профессий, но профессия «выращивать хлеб» – самая достойная и благородная, а в последнее время еще и актуальная. Это значит, что мы, будущее нашей планеты, должны осваивать аграрные профессии.

Вопросы для обсуждения:

  • Согласны ли вы с выражением «Земля – наше национальное богатство, от того, насколько правильно мы ею распорядимся, зависит наше будущее»? Аргументируйте ответ.
  • Ежегодно в третье воскресенье ноября свой профессиональный праздник отмечают работники сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса. Как вы думаете, с какой целью проводится этот праздник в данное время?
  • Докажите, что сельское хозяйство – современная и перспективная отрасль.
  • Расскажите, что вы знаете о Героях Беларуси: А.И. Дубко, М.А. Карчмите, В.И. Кремко, В.А. Ревяко, внесших большой вклад в развитие сельскохозяйственной отрасти нашей страны.
  • Назовите имена знаменитых тружеников сельского хозяйства своего региона.
  • Что предпринимается государством, чтобы «жизнь в деревне ни в чем не уступала городской»? Приведите примеры.
  • Как вы считаете, что должен знать и уметь, к чему должен быть готов человек, посвятивший себя работе в сельском хозяйстве?
  • Какие вы знаете профессии, связанные с работой в агропромышленном комплексе? Какие профессии востребованы в настоящее время в сельском хозяйстве?
  • Какие учреждения образования готовят специалистов в области сельского хозяйства?
  • Как вы понимаете выражение: «Смысл жизни в том, что останется после нас»?

В фокусе обсуждения: активная гражданская позиция, уважение к людям труда, престиж аграрных профессий, особенности труда в области сельского хозяйства, требования к личностным качествам тружеников аграрного сектора, возможность внести свой вклад в развитие аграрной области, агроклассы.

ШАГ 3 «МЫ ДЕЙСТВУЕМ».

В ходе реализации ШАГа 3 ведущий подводит итоги.

– Насколько актуальна для вас тема сегодняшнего разговора?

– Какие из услышанных сегодня фактов удивили вас? Почему?

– Хотели бы вы связать свою дальнейшую профессиональную деятельность с одной из отраслей сельского хозяйства? Аргументируйте свой ответ.

Часто мы воспринимаем разнообразие продуктов в магазине как должное. И не всегда задумываемся над тем, что буханка свежего хлеба, пакет молока и свежее мясо – это плод труда десятков людей, всех тех, кто работает в сельском хозяйстве нашей страны.

Сельское хозяйство Беларуси играет важную роль в экономике страны. Эта отрасль с каждым годом расширяется и набирает обороты.

Стране нужны образованные, хозяйственные, знающие свое дело, бережливые, всей душой готовые трудиться в этой отрасли люди.

В рамках данного этапа можно предложить учащимся принять участие в следующих мероприятиях:

- составление ТОП‑5 достижений сельхозпредприятий (страны или региона) за последние 25 лет (с презентацией их достижений);

- создание видеорепортажа о достижениях знаменитых работников сельского труда своего региона;

- организация интерактивной площадки «АГРОквест» (тематические станции: «Семенной фонд», «Техническая», «Зоологическая» и др.);

- агросубботник (экскурсии на ведущие объединения и предприятия, где можно познакомиться с внедрением в агропромышленный комплекс инноваций, услышать из первых уст о перспективах развития сельского хозяйства, условиях труда и стимулировании молодых специалистов).

Школа Активного Гражданина- май 2022

Школа Активного Гражданина- апрель 2022

Школа Активного Гражданина- март 2022

Школа Активного Гражданина- февраль 2022

Школа Активного Гражданина- январь 2022

Школа Активного Гражданина- декабрь 2021

Школа Активного Гражданина- октябрь 2021

Школа Активного Гражданина- сентябрь

Школа Активного Гражданина - октябрь

Школа Активного Гражданина - ноябрь

Школа Активного Гражданина - декабрь 

Школа Активного гражданина - январь

Школа Активного гражданина - февраль

Школа Активного гражданина - март

Школа Активного гражданина - апрель

Школа активного гражданина - май

Школа Активного Гражданина - сентябрь

Школа Активного Гражданина - октябрь

Школа Активного гражданина - ноябрь 

Школа Активного гражданина - декабрь 

Школа Активного гражданина - январь

Школа Активного гражданина - февраль

Школа Активного гражданина - март

Школа Активного гражданина - апрель

*Если загрузка не началась, открыть через новую вкладку, при помощи правой кнопки мыши

 


MoodleВконтактеИнстаграмЭлектронные обращения